Муфтий Египта Шауки Аллам дал исчерпывающее разъяснение по поводу того, какую одежду ислам предписывает носить мусульманке.
Вопрос: Как духовное управление мусульман Египта через призму мазхабов взаимодействует с такими вопросами, как ношение никаба, практикуемое некоторыми женщинами?
Ответ: Исторически сложилось так, что духовное управление мусульман Египта строго следует установленному правилу, которое гласит, нельзя порицать мусульман в вопросах приемлемого разногласия. Этот принцип закреплен в книгах ученых, и о нем в частности писал имам Ас-Суюты и другие имамы, составившие труды о правилах исламского права и сформулировавшие его важнейшие основы. Все они говорят о том, говорят, что нельзя критиковать мусульман в вопросах разногласий, и что критика допустима только в однозначных положениях.
Отталкиваясь от этого, духовное управление мусульман Египта во всех спорных темах, в которых разнится научный анализ ученых, выбирает одну из точек зрения, позволяющую достичь общей пользы. Воплотить в жизнь гибкость Ислама и реализовать величайшие задачи нашей религии. Все неоднозначные вопросы, что были обсуждены нами на этой передаче прежде, как положение банков и тема, затронутая вами сейчас, относятся к той же категории.
Без сомнения, обсуждение постановления о никабе стало весьма актуальным в последнее время и вызвало бурные споры. Вместе с тем, мы в Духовном управлении мусульман Египта пришли к тому, что ношение никаба, то есть закрытие лица, регулируется обычаями людей. Такая точка зрения не является чем-то новым для духовного управления. Напротив, это было официальной позицией уже долгое время. К примеру, Шейх Шельтут, обсуждая вопрос одежды и внешнего вида, заключает, что закрытие лица зависит от культуры народа и обычаев общества. Это касается и еды, и одежды. Если человек не совершает ничего очевидно запретного, в остальном он должен учесть культуру своего народа и адаптироваться под нее.
Вопрос: То есть под нормы и традиции общества?
Ответ: Да, конечно. К примеру, вернемся к вопросу приема пищи. Основа в приеме пищи – дозволенность. Можно ли в основе употреблять любую пищу? Да, можно. Можно смешивать разные виды пищи в зависимости от народной кухни. Представим, что ты сириец, и тебе не нравится египетская кухня. Ты, попробовав ее, говоришь «Это не мое». Почему? Потому что для тебя непривычна египетская еда. Также для меня непривычна сирийская кухня. Я ем и чувствую, что что-то не то. Привыкнув к чему-либо, а потом столкнувшись с непривычным для себя, человек сперва считает это ненормальным. По такому же принципу человек свободен и в ношении одежды. В этой теме такой же просторный выбор, какой и в еде, пока мы не совершаем ничего запретного.
Вопрос: Является ли никаб обязательным предписанием религии, и переходим ли мы грань, говоря, что он относится лишь к обычаям некоторых народов? Считается ли наше мнение выходом за рамки масхабов, хотя мы заявляем о следовании им?
Ответ: Реальность такова, что мы следуем мазхабам и не вышли за его рамки. Наши слова о том, что ношение никаба регулируется традициями, это часть исламского права. Конечно, это утверждение требует от нас аргументов, чтобы зритель обладал достаточной информацией.
Вопрос: Изучен ли вопрос никаба кем-то из авторитетных имамов?
Ответ: Да. Огромное количество имамов рассмотрели данный вопрос, и он известен в трудах об исламском праве. После точного определения точки расхождения ученых, мы можем сказать, что все они при всех расхождениях едины в обязательности закрытия женщиной тела, кроме лица и кисти рук. Шариат приказал женщинам закрываться подобным образом, но даже это зависит от культурных особенностей народов. Нет какой-то определенной обязательной формы одежды. Главное закрыть тело, кроме лица и кисти рук, как пожелает женщина. Мусульманка может надеть пальто, платье, абайю. Неважно, какой именно будет одежда, так как ее выбор зависит от традиций.
Вопрос: Суть в том, чтобы одежда была скромной, так?
Ответ: Очень точно подмечено. Одежда должна быть скромной, не быть прилегающей и не оголять тело. Если выполняется это условие... То женщина может надевать все, что угодно, и носить одежду любых цветов. Самое важное требование к одежде – это чтобы она должным образом закрывала тело женщины и чтобы она была скромна.
Вопрос: Но должна ли мусульманка закрывать лицо и надевать перчатки? Это уже зависит от обычаев, так?
Ответ: Да, это зависит от обычаев и культур народов. В целом, ученые четырех мазхабов придерживались озвученной нами позиции – и более того, большинство ученых считало так же. По мнению большинства ученых, закрытие лица вдобавок к очень широким одеждам не является обязательным религиозным предписанием. Как указал шейх Мухаммад ибн Арафа ад-Дусуки, комментируя слова шейха Ахмада ад-Дардира, написавшего примечание к «Мухтасару Халила», закрытие женщины лица во время молитвы и вне молитвы при любых обстоятельствах является нежелательным с точки зрения малекитского мазхаба. Он прямым текстом говорит, что это нежелательно. Так как являются чрезмерностью в религии, и на желательность этого не указывает ни один приемлемый хадис. Шейх так и пишет, «это чрезмерность в религии, и на желательность этого не указывает ни один приемлемый хадис». То есть, этот ученый считает, что никаб не дозволен, а нежелателен. Знатоки других мазхабов говорят, что это дозволено, а не обязательно.
Но есть и считающие закрытие лица обязательным для женщин. Мы в духовном управлении мусульман последовали одному из мнений суннитских мазхабов, и высказались о том, что ношение никаба определяется обычаями людей. Мусульманка, на наш взгляд, должна ориентироваться на это, чтобы не выделяться среди всех остальных. Повторюсь, никаб относится к обычаям.
Вопрос: Какие шариатские тексты доказывают, что никаб не является обязательным, а определяется традициями?
Ответ: На это указали Священный Коран и Пречистая Пророческая Сунна. В Священном Коране говорится, пусть они, верующие женщины, закрывают покрывалом вырез на груди, покрывая голову шею и грудь. Также говорится, пусть они не выставляют на показ свои украшения, кроме того, что видно. Сказав, кроме того, что видно, Всевышний дает нам понять, что девушка, в которой уже проявляется женская красота и особенности, обязана закрыть свое тело, кроме того, что видно. Чем же определяется то, что Аллах назвал, кроме того, что видно? Например, традициями. Допустим, ханафитские имамы пишут в трудах об исламском праве, что у женщины может быть видна нижняя часть стопы. Также у женщин об обычно видны кисти рук, так что в этом нет проблем. Искуссные правоведы искали объяснение упомянутых слов Всевышнего в народных традициях, так как традиции, по одному из мнений ученых, основы исламского права, могут конкретизировать обобщенные тексты и ограничивать тексты, использованные в ничем не обусловленной форме.
Однако у нас есть хадис, который доходчиво объясняет, что значат слова, кроме того, что видно. И рассказывает суть этого исключения. Когда Асма, дочь Абубакра Сиддика, да будет Аллах доволен ими и всеми сподвижниками, зашла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал ей, «О, Асма! Из тела половозрелой девушки не должно быть видно ничего, кроме этого и этого», указав на свое лицо и кисти рук. Этот хадис является доводом на то, что слова Всевышнего, кроме того, что видно, объяснены пророком, да благословит его Аллах и приветствует, как лицо и кисти рук. Таким образом, аят «Пусть они не выставляют на показ свои украшения, кроме того, что видно», будто бы должен пониматься через призму конкретизации хадисов, в котором упомянуто лицо и кисти рук. По этой причине большинство ученых посчитало, что никаб необязателен. Также я упомянул вам точку зрения Малекитов и другие позиции в обсуждаемом вопросе.
ОТ РЕДАКЦИИ: Примечателен ключевой тезис муфтия, проходящий красной нитью через всю его речь, о том, что у мусульман нет религиозной одежды! Хиджаб – это не одежда вообще, это совокупность нравственных требований к внешнему виду. Тамим образом учащаяся в школе может выбрать такую одежду, которая соответствует ее скромности и не дает повод к развратному поведению, противоречащему общероссийским традиционным духовно-нравственным ценностям. При этом закрытия лица от нее не требуется и более того может является нежелательным, если связано с безопасностью и другими соображениями общественной пользы.