«Война в Газе разделила западное сообщество, показав полное лицемерие и двуличие западной политики»
20 мая прокурор Международного уголовного суда Карим Хан попросил МУС выдать ордер на арест премьера Израиля Нетаньяху, израильского министра обороны Йоава Галанта, а также трех лидеров палестинской группировки ХАМАС. По его мнению, все они виновны в военных преступлениях, совершенных во время нападения ХАМАС на Израиль, и в ответной операции израильских сил в секторе Газа. Нетаньяху назвал обвинения в отношении Израиля абсурдными и ложными.
28 мая вступило в силу решение Норвегии, Испании, Ирландии признать Палестину. К этому решению их подтолкнуло желание способствовать установлению мира на Ближнем Востоке. США действия европейцев не понравились. На словах поддерживая двухгосударственное решение, Вашингтон учитывает лишь позицию Израиля.
Продолжится ли процесс признания Палестины? Как он может повлиять на позицию США, Британии, Франции, Германии? Как политика двойных стандартов мешает урегулированию ближневосточного конфликта? Каковы шансы снизить градус эскалации? Как будет развиваться ситуация на Ближнем Востоке? Какую позицию занимают региональные игроки? Ответы на эти вопросы искали эксперты, участники круглого стола о двойных стандартах в разрешении израильско-палестинского конфликта, которые мешают процессу мирного урегулирования.
«Война в Газе разделила западное сообщество»
По мнению аналитика Центра ближневосточных и африканских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России, Чрезвычайного и Полномочного Посла Вениамина Попова, быстро урегулирования ситуации ждать не стоит: сам Израиль заявил, что, как минимум, война будет идти ещё 7 месяцев.
«Война в Газе превратилась в огромный международный кризис, разделивший западное сообщество, отделив государства глобального юга от запада, продемонстрировав полное лицемерие и двуличие западной политики. Этот кризис стал результатом американской политики: ведь 15 лет тому назад именно США через Израиль прекратили всякие дискуссии по ближневосточной проблеме. Сейчас же палестинский вопрос вышел на авансцену, став одной из главных международных проблем», – подчеркнул эксперт.
Приближающиеся выборы президента США тоже могут изменить взаимоотношения между Палестиной и Израилем. Ведь в случае полного провала администрации Байдена, главным фактором его падения станет политика безоговорочной поддержки Израиля. Однако сторонники израильской политики в немалом количестве находятся в американском Конгрессе. Параллельно идёт процесс разделения западного лагеря, где всё больше европейских государств начинают признавать Палестину. Конечно, отмечает Попов, это может иметь и символическое значение, но это очень важный шаг, поскольку США блокируют это признание изо всех сил. Таким образом можно наблюдать большое размежевание в международной политике, что вместе с украинским кризисом показывает, что доминированию запада приходит конец.
Говоря о роли арабо-мусульманских стран в израильско-палестинском кризисе, Вениамин Попов напомнил о решении Лиги арабских государств от 16 мая о необходимости прекращения огня и проведении международной конференции, а также введении в Газу международных сил ООН для поддержания порядка, пока не будет создано Палестинское государство. Несмотря на то, ЛАГ не могут ввести войска, поскольку это сразу будет объявлением войны, это принципиально важный момент, который свидетельствует, что разрыв между западом и глобальным югом будет углубляться. Здесь немало важную роль может сыграть предстоящий в октябре этого года в Казани саммит БРИКС.
«Хочу отметить, что размежевание идёт и в самом Израиле: всё больше людей говорят об уходе от войны к поиску решения. Население начинает понимать, что ХАМАС не будет уничтожен. Нельзя отбросить и тот факт, что журналисты, пришедшие в „освобождённые“ районы Газы, увидели там огромные надписи: „Мы придём и отомстим“. На смену убитым придут их родственники, родные тех, кто сражается сейчас. И этот процесс будет повторяться и повторяться. Это пробуждает в Израиле всё больше прагматических настроений. Голоса таких людей, как, например, Давид Гроссман, становятся всё слышней (он говорит о том, что в Палестине без арабского дома не будет и еврейского дома). Турецкие газеты постоянно пишут, что Израиль существует 76 лет, а доживёт ли до своего 100-летия – большой вопрос», – заверяет аналитик Центра ближневосточных и африканских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России.
Что же касается персоны самого премьер-министра Нетаньяху, то он достаточно сильный лидер, умней и хитрей большинства политиков. Он мастер различных политических комбинаций, в своей деятельности опирается на крайне правое радикальное крыло, которое считает, что всех палестинцев надо выгнать, и тогда все вопросы будут решены. Американцы же выражают недовольство политикой израильского руководителя. Однако если в Белый дом вернётся Трамп, то Нетаньяху может считать себя победителем. Администрация Байдена делала ставку на примирение Саудовской Аравии с Израилем. Уже было готово соглашение, оставались считанные дни до его подписания, однако случились события 7 октября, что в пух и прах разбило попытки США реанимировать отношения двух стран. Теперь, уверен Попов, Саудовская Аравия не пойдёт ни на какое соглашение с Израилем в отсутствии каких-либо перспектив решения палестинского конфликта.
«США изолированы в мире, и этот процесс будет усиливаться. Израиль совершенно изолирован. Даже карманный орган МУС выдал ордер, которому все изумились, поставив на одну доску ХАМАС и Израиль. Тенденция совершенно очевидна – если Израиль не будет прислушиваться к голосам мировой общественности, требованиям мирового большинства, то для него будет плачевный результат, как и для американцев», – резюмировал Чрезвычайный и Полномочный Посол.
«Американцы через МУС решили приструнить Нетаньяху»
Руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки Департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Андрей Бакланов, говоря о роли арабских стран и стран региона в целом в израильско-палестинском конфликте, отметил, что сегодня эти государства, учитывая непростую историю конфликтов, не хотят активно ввязываться в противостояние.
«С чего начались все события в Газе? Определённая группа, которая укрепилась у власти в Израиле, пока все заняты чем-то своим, решила, что сейчас самое удобное время подвинуть палестинцев дальше. Для начала этой операции нужен был только повод. И им стало провокационное руководство ХАМАСа, которое дало этот желанный всеобъемлющий предлог, чтобы ударить по сектору Газа. Египет и Иордания, которые знали об этом плане с самого начала, чётко сказали, что втягиваться в конфликт не хотят и не будут, в том числе не дадут разрешения переместиться палестинцам на их территории. С самого начала кризиса арабы проявили определённую дальновидность и нежелание втягиваться в противостояние, хотят договориться и превратить регион в динамично развивающийся», – пояснил сложившуюся ситуацию Бакланов.
У России при этом есть определённые предложения по персидскому заливу, в целом по Ближнему Востоку. Главное здесь – вести дело к тому, чтобы не наращивать военные столкновения в регионе, а попробовать найти договорно-правовые и политико-дипломатические развязки.
Возвращаясь к вопросу нормализации отношений Саудовской Аравии с Израилем, стоит отметить один интересный факт: с большинства карт саудовских учебников удалили Палестину, а упоминания об Израиле как о «враге» были изменены в новых изданиях школьных программ, что явно смягчило враждебные формулировки. Однако, уверен эксперт, о нормализации отношений говорить рано, скорее всего, этот процесс на какой-то период времени приостановится.
«Американцы через МУС решили приструнить Нетаньяху. МУС со своей стороны тоже занят выживанием, восстановлением собственного имиджа. И их решение выдать ордер на арест премьера Израиля Нетаньяху, израильского министра обороны Йоава Галанта, а также трех лидеров палестинской группировки ХАМАС носит провокационный характер», – добавил Андрей Бакланов.
Ещё один интересный момент – неарабское присутствие в израильско-палестинском конфликте. Россию такая позиция дел не устраивает, поскольку миротворческие войска – прозападные, которые будут больше устраивать американцев и израильтян.
«Главное сейчас – результат расследования гибели Раиси»
Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов напомнил коллегам и журналистам, что атака ХАМАС на Израиль началась после того, как в мечеть Аль-Акса вторглись израильские полицейские и начали массово задерживать молящихся, убив одного из них. Безусловно, о спонтанности атаки ХАМАС говорить не приходится. Сегодня расширившийся конфликт в Газе привёл к дальнейшей эскалации напряжённости и противостояния Израиля с Ираном.
На фоне этого отношение арабо-мусульманского мира к конфликту неоднозначно, потому что движений ХАМАС есть филиал «братьев-мусульман» в Палестине (запрещённая на территории РФ террористическая организация). Отношение части арабских стран к этой террористической организации неоднозначно: «братья-мусульмане» (запрещённая на территории РФ террористическая организация) запрещены в Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейне и Египте. При этом все арабо-мусульманские страны заявляют о поддержке палестинского дела, идёт разработка плана урегулирования войны в секторе Газа. В свою очередь Турция поддерживает движение «братьев-мусульман» (запрещённая на территории РФ террористическая организация), а в руководстве – выходцы из этого движения, поэтому влияние Турции на ХАМАС значительно. Вполне вероятно, что Турция не пойдёт на какие-то решительные меры против Израиля, а будет действовать в консолидации с другими странами, возможно и с Ираном.
Здесь, отмечает Долгов, велика роль Китая. Напомним, что в конце мая в Пекине по итогам 10-й встречи на уровне министров Форума сотрудничества Китая и арабских стран был принят ряд важных документов. Среди них – «Совместное заявление по палестинскому вопросу». В документе выражается беспокойство Китая и арабских стран затянувшимся конфликтом в Газе, который привёл к гуманитарному кризису. В частности, стороны подчёркивают твёрдую приверженность прекращению огня в Газе, обеспечении гуманитарной помощи, противодействии насильственному перемещению палестинского народа, поддержке приобретения Палестиной полноправного членства в ООН и работе по скорейшему урегулированию вопроса на основе принципа «два государства для двух народов».
В свою очередь Нетаньяху пытается втянуть в конфликт США. Поскольку для него это выход, это тот шанс для Израиля выполнить цели, заявленные в начале израильской операции. Однако США не горит принимать активное участие в противостоянии.
«Планы но урегулирования войны в секторе Газа, введение миротворческих сил, переговоры между ХАМАС и Израилем представляются наиболее вероятным сценарием дальнейшего развития ситуации. Как закончить конфликт в Газе? Израильская армия должна полностью оккупировать, зачистить от ХАМАС, затем армия отступает, и создаётся зона безопасности для Израиля, но основная часть сектора Газа остаётся свободной, начинаются переговоры. Будет так или нет? Это неизвестно. Главное сейчас – результат расследования гибели Раиси», – уверен Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.
«Израиль – главный рынок сбыта американских вооружений»
Старший научный сотрудник Сектора внешней и внутренней политики США Центра североамериканских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Алексей Давыдов в своём выступлении отметил, что Штаты исторически стараются балансировать между своими арабскими партнёрами на Ближнем Востоке и Израилем (во втором случае между государствами нет обязывающего союзного договора, чтобы сдерживать потенциальную экспансию Израиля). Здесь односторонняя поддержка Израиля означает моментальное обострение старого арабо-израильского/ближневосточного конфликта.
«Генеральная линия на межпартийном уровне в Америке – необходимо нормализовать отношения с Израилем в регионе. В этом направлении нет жёстких тенденций, как это было лет 50 назад. Израиль для США – исключительный союзник в регионе, который абсолютно зависим от США. Достаточно привести несколько цифр: товарооборот между странами достигает 30-35 млрд. долларов, с 2017 года в 4 раза увеличились инвестиции в Израиль (до 40 млрд долларов). Израиль – главный рынок сбыта американских вооружений (3,5-4 млрд долларов в качестве военной помощи оказывается Израилю)», – резюмировал Давыдов, добавив, что прежняя региональная политика переживает трансформацию структуры региональных отношений.