Величественные и благодатные дни Рамадана приближаются к своему завершению, наполняя сердца верующих нежностью и состраданием. Чувствуется приближение праздника: природа расцветает, лучи солнца наполняют душу теплотой. В стенах благотворительного фонда «Ярдам-помощь» также царит эта атмосфера. Завершились курсы для незрячих и многие реабилитанты уже разъехались, чтобы Ид аль-Фитр провести с семьей. Только у Шахида другие планы. Он думает куда в этот раз поехать на путешествие.
»… Поэтому я рад, что я ослеп». Так завершил свой рассказ Бириев Шахид, реабилитант ОБФ «Ярдам-помощь» Неожиданно было услышать эти слова от путешественника, который потерял зрение в 50 лет.
Родился Шахид в Казахской ССР в городе Караганда. С ранних лет ему часто приходилось переезжать. Так его детство прошло в Чеченской Республике, в Ачхой-Мартановском районе. В семье их было пятеро: четыре брата и одна сестра. Шахид ходил в русскую школу, занимался рисованием. «Я очень неплохо рисую. Был лучшим художников в школе», – отметил Шахид. Без шалостей, конечно, не обходилось. Сам он себя описывает как ребенка, который любил хулиганить. «Это скорее мне помогло в будущем, чем наоборот», – рассказывает он. Сказал и задумался. «Кроме одного случая, конечно», – уточнил герой очерка и начал вспоминать:
«Мне 7 лет. Помню, у соседа был трехколесный велосипед, на котором мечтали прокатиться все дети с нашей улицы. Да и не только с нашей. Тогда я ярко почувствовал эту детскую зависть. Все бегали за ним и я, конечно, тоже хотел к ним присоединиться. Это был отдельный мир мчащихся колес, который ассоциировался с приключениями. Я тогда поздно вышел из дома. Маленький Шахид не придумал ничего лучше, чем прыгнуть на трактор, который ехал по дороге. Так я планировал догнать своих друзей. Одно дело зацепиться, а другое слезть. Это было очень опасно. Я не знал, как более удачно это сделать и решил одновременно отпустил руки и ноги. Падение. Удар головой об асфальт. Потеря сознания. Пустая улица. Так я долго лежал. Этот удар стал причиной множества проблем».
В школе Шахид отучился 8 классов. Во время обучения он также занимался садоводством, животноводством. В то время они с семьей уже переехали в Элисту. Потом героя очерка ждала Армия. 19 лет. Москва. Шамиль, друг детства Шихида, описывает его так: «Он, конечно был очень любвеобильным. Каждое свободное время друг уделял девушкам. Был случай, когда мы три дня его искали. Он не возвращался после увольнения.»
Шахид, вспомнив эту ситуацию, посмеялся и начал рассказывать: «В увольнительном я поехал в гости к даме. В гостях я задержался на сутки. А ведь невозвращение на увольнении считается побегом. Вся часть меня искала. А я в это время дрался за девушку. 3 дня меня не было. В итоге ничего со мной не сделали. Пожалели. Может показаться, что это была несерьезная ссора, но для меня это было делом чести. И, конечно, это не единственная подобная ситуация». Далее он уже совмещал любовь к путешествиям и к девушкам: «Я был очень любвеобильный. Так я знакомился с девчатами и ездил к нем в разные города». Омск, Уфа, Стерлитамак, Октябрьский, Чита, Кров, Ухта. Если бы Аллах не забрал у меня зрение, сейчас скорее всего я не сидел бы тут. Любил я ездить именно по России. Любимые города – Санкт-Петербург, Ярославль, Новосибирск. 6-7 лет я так ездил по городам. Не мог на одном месте сидеть.
«А ведь у меня отец был дотошный», – вспоминает он. «В очередной раз, когда я вместо того, чтобы поехать домой, поехал в гости к даме, мои родители написали письмо с жалобой на имя командира. Звучало оно так: «Я вам отдал человека служить, а его дома ни разу не было». Так в следующее увольнение мы «за ручку» с командиром поехали к нам домой в Махачкалу, провели дома три дня и «за ручку» уехали обратно в Москву. До сих пор помню его обращение к отцу: «Вот ваш сын. Забирайте. Только вернуть обратно не забудьте».
После армии Шахид был мастером стройчасти. По работе ему приходилось много и ездить по разным городам. От Карелии до Владивостока. «Учился в Волгограде на строителя. Потом Карелия. По работе меня откомандировали туда. Через 2 недели в Ярославль. Через 3 дня во Владивосток. Омск, Томск. Где только меня не носило».
2008 год. Глаукома. «По Волне судьбы в Москве меня задержали, осудили на три года», – вспоминает этот период жизни Шахид. Там случилась драка. Били дубинкой. Били по голове. Далее уже потеря зрения.
Шахид очень любил кроссворды. И каждый номер давался ему все сложнее. За 2 недели герой очерка полностью потерял зрение. «Я не успел доехать до Уфы, где мне бы помогли сохранить зрение. Шахид отмечает, что часто вспоминает последние слова врача: «Если бы ты приехал раньше, все было бы иначе».
«Как только начались проблемы, я начал искать информацию и мне посоветовали Краснодарскую «Клинику Федорова». Там сказали, что ничем не могут помочь. Так я только время потерял», – рассказывает он. Приняв ситуацию, Шахид с другом поехал в Татарстан. «Небо. Белое чисто небо. Это единственное мое «зрячее» воспоминание. Последнее мое голубое небо», – вспоминает герой очерка. «Вагон №277. Поезд остановился. Мой товарищ ушел за чаем. Я смотрю в окно. Стакана с чаем мне уже не суждено было увидеть».
Сейчас герой очерка с уверенностью говорит: «Я рад что у меня Аллах забрали зрение. Я сейчас не очень-то и желаю видеть. Если бы я не потерял зрение, я не пришел бы к Исламу. Сейчас я выучил суры Корана, знаю, как правильно молиться и как омовение брать. Поэтому я рад, что я ослеп».
На данный момент Шахид живет в Грозном. Все его окружение – незрячие люди. Каждый четверг они собираются, делают коллективные намазы. «У нас есть медресе, где мы получаем знания. Все мы из разных сел, из разных городов. Видеть друг друга мы не можем, а вот слышим прекрасно. Мы сердцем видим. Руками видим. Главное уметь слышать», – отмечает герой.
Перестал ли Шахид ездить по городам? Нет. Даже после такого нелегкого испытания герой очерка не предал свою мечту. «Недавно ездили в Ингушетию в гости. Друзья меня приглашают, я их приглашаю. Любим играть мы в теннис. Любим собираться в мечетях и делать друг другу наставления. Раз в неделю я обязательно куда-нибудь выезжаю. И всегда я один. И нет, я не чувствую никакой грусти или что-то вроде этого. В «Ярдам» я один приезжаю. Недавно был в Волгограде, до этого в Ростове. Друзья детства приглашали в гости, и я, как хороший друг, не смог им отказать. С окружением мне очень повезло. Среди них есть и зрячие друзья, и незрячие. В Ростове живет двоюродный брат. Шамиль», – рассказывает он.
Шамиль Бириев описывает Шахида так:
«Мой брат очень гостеприимный. Он не любит и не может находиться один. Шахид открытый и дружелюбный человек, поэтому часто заводит новые знакомства». «Есть и негативные привычки, конечно. Это его черные шутки», – смеясь добавил Шамиль.
Преподаватель Корана в ОБФ «Ярдам-Помощь» Дауд Юсупхаджиев про своего ученика:
Мы с ним познакомились в 2014 году, когда он впервые приехал сюда. За это время я хорошо узнал Шахида. Он поздно ослепший. Я преподаю в ОБФ «Ярдэм-Помощь» Коран для незрячих. Я сам прошел этот путь. Родиться незрячим и потерять зрение в зрелом возрасте – это разные вещи. И я прекрасно понимал, что он чувствует. Среди незрячих есть какая-то связь. Когда человек связывает свою жизнь с духовным, он начинает видеть по-другому. Шахид, когда был незрячим, ни в ком не нуждался, все свои проблемы он решал сам. Когда он ослеп, естественно, он ослаб. Его жизнь поменялась на 180 градусов. Меняется отношение и близкого окружения. Кто-то жалеет, кто-то не знает как дальше общаться. Как и многие поздно ослепшие, он попал в депрессию. А там и дурные мысли посещают: «Кому я нужен, зачем я живу. Да, он был успешным человеком с хорошим зрением. Таким образом Всевышний решил испытать его. Реабилитационные центры помогают людям, попавшим в подобные ситуации. Мы знаем как с ними работать. В первую очередь мы прозываем к любви к Аллаху. Надо осознать, что это испытание и достойно его пройти. Шахид понял, что он не один такой. Нас много. Рассказываем мы про испытания и на примере пророков, которые страдали еще больше, чтобы донести до нас истину. Потеря зрения – не приговор. Конечно, в первое время трудно. Надо перебороть себя. Шахид попал в цент и сразу понял, что если он сам не захочет, мы не сможем ему помочь. Мы лишь наставники. Шахид быстро втянулся в этот процесс. По характеру он справедливый. В первую очередь к себе он справедлив, потом уже к окружающим. Фальши не терпит. Скажет в лицо как есть. Это хорошая черта, не каждому это дано. Многие теряют стойкость после потери зрения. Это не про Шахида. Я восхищен, что он смог найти себя. Он часто один выезжает. Это о чем говорит? Человек реабилитировал себя сам. Он не жалуется. Не ищет отговорки и причины. Он берет и делает. Шахид ищет в себе изъяны, чтобы с ними работать».
Лейля Хайруллина