О тасаттуре – покрывании головы и тела

Абдуррауф Забиров. Фото: КПФУ

Июнь 01 2024, 10:30
Абдуррауф Забиров. Фото: КПФУ

Среди всех живых существ только людям присуще отличительное свойство скрывать наготу под одеждой. Испокон веков состояние ничем не одетого, обнаженного тела считалось безнравственным и позорным. Все ниспосланные Всевышним писания и свитки предписывают человеку целомудрие в одежде и поведении.

«Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». Библия, 1 Кор: 11: 6.

يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْآتِكُمْ وَرِيشًا وَلِبَاسُ التَّقْوَى ذَلِكَ خَيْرٌ

«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. Однако богобоязненность – лучшее одеяние» (Коран, сура аль-Араф, 7/26).

Ислам утвердил ряд такого рода предписаний, как нежелательность совместного пребывания посторонних друг-другу мужчин и женщин, необходимость закрывать тело перед людьми, запрет на пристальный взгляд на представителя противоположного пола и прикосновение мужчин и женщин, не являющихся дозволенными друг-другу по шариату.

Всевышний Господь повелевает:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный» (Сура аль-Ахзаб, 33/59).

Аурат – часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми.

Ауратом мужчин является область между пупком и коленями, женщина должна прикрывать все тело, кроме лица, кистей рук и стоп ног. Женщины не должны носить просвечивающую и облегающую одежду, через которую различим цвет кожи или/и которая повторяет очертания тела. В остальном мужчины и женщины могут носить одежду, исходя из местных традиций, культуры, климатических условий и материальных возможностей.

Всевышний Господь повелевает:

قُل لِّلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ

وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُولِي الْإِرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَى عَوْرَاتِ النِّسَاءِ وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَ الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«Скажи [, Мухаммад,] верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Это – непорочное для них. Воистину, Аллах осведомлен о том, что они творят.

И скажи верующим женщинам, чтобы они опустили свои взгляды (и берегли себя от запретного), чтобы берегли свое целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, кроме тех частей, которые видны, то есть лица, рук и ног. И пусть они покрывают головными платками вырез на груди…» (Сура ан-Нур, 24/30-31).

Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что однажды ее сестра Асма пришла в тонкой полупрозрачной одежде. Увидев ее в таком виде, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) отвернулся и сказал: «О Асма! У девушки, достигшей совершеннолетия, не должны быть видны никакие части тела, кроме этих (и он показал на лицо и кисти рук)». Абу Дауд. Либас, 31.

В другой раз, когда Асма была у Аиши, на ней было сирийское платье с широкими рукавами. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) пришел домой, но, увидев ее, тут же вышел обратно. «Аиша (радыйаллаху анха) сказала сестре:

– (Тебе лучше) уйти, Посланник Аллаха заметил за тобой что-то неодобряемое.

Когда она ушла, Пророк (мир ему и благословение) вернулся в дом. Аиша спросила у него о причине его поведения.

– Разве ты не видела, как она выглядит? Женщина-мусульманка может показывать только это (он взял рукава своей рубашки и натянул их до кончиков пальцев. Потом руками прикрыл нижнюю часть челюсти, оставив открытым только лицо). Хайсами, 5/137.

О женщинах, которые выставляют себя напоказ, надевая одежду, не закрывающую их тела, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что они «одетые, но раздетые».  

«Есть две группы из обитателей Ада, которых я еще не видел (они появятся позже). Одна группа – это мужчины с хлыстами, подобными бычьим хвостам, которыми они избивают людей. И другая группа – женщины, которые выглядят оголенными, хотя они одеты. Это женщины, головы которых подобны свисающим верблюжьим горбам, одевающиеся так и принуждающие других одеваться так же, как они. Эти женщины не войдут в Рай и не почувствуют благоухания Рая, хотя благоухание его непременно будет ощущаться уже на таком-то расстоянии». Муслим, Джаннат, 52.

Одежда, которая не скрывает то, что положено скрывать от посторонних взоров, не считается одеждой.

Значит, женщина, одевающаяся для того, чтобы раздеться и как можно больше обнажить свое тело, и есть та самая, о которой говорится в приведенном хадисе.

Однажды Хафса, дочь Абдуррахима, пришла к досточтимой Аише (да будет доволен ею Аллах) в тонком платке, сквозь который просвечивали ее волосы. Аиша взяла платок Хафсы, сложила его вдвое, сделав плотнее, и повязала на голову Хафсы. Муватта, Либас, 6.

Следует обращать особое внимание на то, чтобы не нарушать границ запретного, находясь в таких местах, как общественные бани, бассейны, пляжи. Однажды к досточтимой Аише прибыла группа женщин из Сирии. Она спросила:

– Вы, скорее всего, из тех краев, где женщины в банях не придают особого значения укрыванию тела?

Женщины ответили утвердительно.

Благородная «Аиша сказала:

– Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:

«Женщина, которая сняла одежду за пределами своего дома, этим разрывает покров между собой и Аллахом».  Абу Дауд, Хамам, 1/4010; Тирмизи, Адаб, 43/2804.

Женщина, не обращающая внимания на укрывание тела (тасаттур), тем самым разрывает покров стыдливости и благопристойности, ибо Всевышний Аллах повелел ограждать себя от безнравственности и грехов «одеждой благочестия». Нарушая повеление Господа «укрывать тело», такие женщины пренебрегают повелением «быть благочестивыми».

Исламское общество, живущее по законам, ниспосланным Всевышним Создателем, являло всему миру исключительные образцы целомудрия и нравственной культуры. Так протестантский пастырь Соломон Швайгер, живший в XVI-XVII вв., в дневнике путешествий записал:

«Мусульмане даже в бане пользуются покрывалом, прикрывая свою наготу куском особой ткани. До какой же степени высокая культура у этих людей! Мы должны учиться у тех, кого называем «варварами», культуре поведения и чести».

Занимаясь спортом или физическим трудом, нужно заботиться о том, чтобы одежда не раскрывалась, обнажая запретные места. Мисвар бин Махрама рассказывал:

«Я нес тяжелый камень, и, когда я шел, моя одежда упала с меня. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал мне:

«Подбери свою одежду и не ходите голыми». Абу Дауд, Сунан, 3/4016.

Ислам запрещает верующим носить одежду, не соответствующую их полу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что женщины, одевающиеся подобно мужчинам, и мужчины, одевающиеся подобно женщинам, далеки от божественной милости. Бухари, Либас, 61; Абу Дауд, Либас, 28.

По этому поводу профессор доктор М. Хамидуллах писал:

«Женщина-мусульманка не должна привлекать внимание чужих мужчин, вся ее привлекательность и красота должна быть предназначена только ее супругу. Не говоря о других полезных сторонах укрывания для женщин, достаточно упомянуть о разнице, которая существует между женщиной, работающей в поле под палящим солнцем, и той, которая находится в укрытии дома. Также и в том, что касается наружного и внутреннего перьевого покрова птиц. Поистине, платок дольше сохраняет красоту и свежесть кожи. Когда человек сравнивает открытые части тела с теми, которые всегда находятся под одеждой, он начинает понимать суть. Платок не означает изоляцию. Он только снижает привлекательность женщины для чужих мужчин. Утверждение, что укрывание способствует заболеванию туберкулезом, не представляет собой ничего иного, как злоупотребление невежеством людей. По результатам последних исследований, туберкулезом болеют не только в Африке (с низким уровнем жизни), но и повсеместно – от Финляндии до Италии, где высокий уровень социального обеспечения людей. В этих местах женщины никогда не носят закрытую одежду». Проф. док. М. Хамидуллах, Введение в ислам, стр. 143-144.

Незащищенный человек, подобно фрукту, лишенному кожуры, подвержен различным опасностям. Такие фрукты быстро теряют свою свежесть, высыхают и портятся. Предписания Ислама укрывать тело, уберегать себя от взгляда на запретное (харам), сохранять честь и достоинство в равной мере обращены как к женщинам, так и к мужчинам.

С другой стороны, в отношении закрытости тела на женщин возложена большая ответственность. Но будет крайне неправильно трактовать это как низкую оценку женщины или ущемление ее прав. Напротив, эти предписания направлены на то, чтобы оградить женщин от посягательств на ее честь, возвысить и дать ей достойное место в обществе.

_____________________________________________

Забиров Абдуррауф Абдулкадыр улы,

имам мечети «Миргазиян», автор ряда научных трудов по исламскому праву, экзегетики и истории.
 


Нет отзывов
Расскажите друзьям: