Примерно через три месяца после того, как я начала покрывать голову, в Монреале (канадская провинция Квебек) произошел инцидент: 13-летнюю девочку отправили из школы домой за то, что она отказалась снять платок. В ноябре еще одной школьнице из того же города предложили перевестись в другую школу, если она хочет носить хиджаб . Эти случаи вызвали в стране дебаты о смысле хиджаба и его месте в канадском обществе. Неоднозначное отношение к этой теме основывалось на том, что хиджаб воспринимается канадцами как атрибут чуждой традиции и потому они должны решить, считать ли его «своим». В 1995 году Канадская телерадиовещательная корпорация выпустила в эфир журналистское расследование на данную тему. В конце передачи журналист задавал вопрос: «Сдаст ли хиджаб экзамен на канадское гражданство?» Похоже, тот факт, что девочки, которых выгнали из школы, были канадками – родились и выросли в этой стране – не имел для него значения. Мусульманский платок до сих пор слишком непривычен, чтобы перестать считаться чем-то чужеродным.
Авторская статья Джеффри Симпсона в The Globe and Mail, в которой он утверждает, что мусульманки должны иметь право носить платок, если они этого хотят , вызвала резкий протест двух женщин, назвавших хиджаб «очевидным» признаком угнетения мусульманок. Мона Леблан написала:
…Споря с противниками хиджаба, Симпсон демонстрирует в лучшем случае беспечность, в худшем – кривит душой… не упоминая о связи между хиджабом и угнетением женщин, которая очевидна и которую, несомненно, отметят другие читатели; в тюрбане [сикхов] или чепчике [меннонитов] я отказываюсь видеть угрозу священной войны с теми, кто не разделяет убеждения тех, кто их носит. Но между хиджабом и джихадом такая связь есть. Уверяю, ни я, ни большинство прочих «непримиримых противников» хиджаба, ни на минуту не допускают, что все женщины в платках – в душе террористки, бряцающие оружием. Дело не в этом. А в неразумном и неуместном использовании этого мощного символа, в то время как на Западе все больше людей испытывают раздражение по поводу подъема мусульманского фундаментализма и связанного с ним насилия .
Это классический пример ориентализма:
– Джихад тождественен извращенному насилию мусульман (в отношении невинных людей по причине того, что они немусульмане).
– Хиджаб – это символ ислама, таким образом, наличие хиджаба подразумевает, что те, кто его носят, желают джихада против канадцев-немусульман.
– Хиджаб – это символ угнетения женщин.
Ни один здравомыслящий человек не захочет видеть в Канаде символ с подобными трактовками. Многие мусульмане считают такого рода негативную реакцию на хиджаб очередным примером западного расизма .
Что в этих общественных дебатах не учитывается, так это мнение самих мусульманок в хиджабах. Да, журналист CBC беседовал о хиджабе с одной из фигуранток указанных инцидентов и с другими мусульманками, но для большинства канадцев голоса женщин в хиджабах остаются неуслышанными (а если услышанными, то непонятыми). В этой главе я попытаюсь заполнить этот пробел, предоставляя слово канадским мусульманкам, которые носят платок. Ответ тех, кто носит хиджаб, на вопрос «сдаст ли хиджаб экзамен на канадское гражданство»?», демонстрирует совсем иную точку зрения, отличную от той, что преподносится в репортаже СВС.
Если в популярной западной культуре мнение мусульманок в хиджабе известно мало, то в академической литературе ситуация более сложная. Здесь наблюдается присутствие точки зрения на женщин и ислам, которую, в целом, не разделяют, но которая, тем не менее, широко представлена в скептической литературе, где обсуждается, является ли акт ношения покрывала согласием с патриархатом . Конечно, есть некоторые академические исследования, опирающиеся на опыт мусульманок, которые носят хиджаб и живут на Западе . Естественно, что любая тенденция, предоставляющая слово мусульманкам, заслуживает положительной оценки, однако предстоит еще много работы в этом направлении.
Из книги «НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА МУСУЛЬМАНОК И ХИДЖАБ»