Муфтий Москвы Ильдар хазрят Аляутдинов опубликовал в своем блоге в ТГ заявление по никабу, в котором есть ответ и на наши материалы по этой теме. Он заявил, что «раскрывая положение никаба в Исламе, я высказал не только свое личное мнение, а мнение ученых традиционного Ислама… В России – это ханафитский и шафиитский мазхабы. Еще раз напомню, позиции четырех мазхабов едины относительно законности использования никаба. Мнения ученых по данному вопросу варьируются от нейтральности до обязательности, но никто из них никогда не заявлял о нежелательности никаба и тем более о запрете его ношения».
Здесь Ильдар-хазрят не совсем прав: мнение большинства суннитских ученых сводится к тому, что никаб вообще не имеет никакого отношения к религии ислама и потому находится вне рамок шариата. Это просто народный обычай в ряде южных стран. Причем, у кочевых народов в пустыне никабом пользуются и мужчины, закрываясь от мелкого песка – туареги, например. Исламской этике этот обычай сам по себе не противоречит, он нейтрален, мубах.
Но мубах может быть использован и во благо, и во вред – это зависит от среды, практических сторон жизни и от целей. Сегодня во всем мире, и в мусульманских странах тоже, система общественной безопасности строится на необходимости идентифицировать личность человека – только так можно предупредить попадание террориста на самолет, поезд, в концертный зал, в супермаркет, где теракт приносит огромные жертвы и страдания.
В центральной России пустыни нет, горячий песок в лицо никому не летит: для чего тут плотно закрывать своей лицо, не давая возможности установить личность человека, идущего в места массового скопления людей? Правоохранительные органы будут на каждом шагу останавливать мусульманку в никабе, и возникнет необходимость ей все равно показать свое лицо, чтобы сличить ее с фото в паспорте. Иначе никуда не уехать, ни устроиться на учебу, работу и т.д.
Кроме того, в традициях мусульманских народов, живущих в России веками, традиции никаба не было. Мусульманки покрывали голову красивыми платками в соответствии с национальными традициями: татарскими, башкирскими, чеченскими, аварскими и т.д. Сегодня эти традиции нуждаются в сохранении, и если вместо этого вдруг безо всякой понятной причины пытаться навязать женщинам стиль одежды бедуинов, то это будет похоже скорее на попытку разрушения национальных традиций мусульманских народов в России, попытку подмены их какими-то инородными космополитическими символами.
Помимо этого, черные никабы зачастую используются во всем мире при совершении терактов, и у россиян, которые ранее никогда не видели своих сограждан-мусульманок в такой одежде, черный никаб вызывает подозрение в причастности мусульманок к международному терроризму, который ранее уже использовал этот символ. И это само по себе способствует росту напряженности в отношениях. – А кому от этого польза? Тем более, что это не религиозная одежда, а этническая традиция южных племен.
Поэтому большинство современных улемов говорят о практической нецелесообразности никаба. Богословски его никто не может запретить, как полосатые халаты в Средней Азии или арабские чалмы или афганские рубахи. Но современных условиях светского государства в больших городах искусственный перенос этого обычая народов пустыни в Центральную Россию ничего, кроме вреда самим же мусульманкам, принести не может. И во многих мусульманских странах никаб не разрешается улемами по этому практическому принципу: Не навреди! Принцип шариата: избегать большего вреда, но в данном случае вреда и греха от неношения никаба никому из мусульманок никогда не было и нет, зато его искусственное внедрение там, где его раньше не было, приносит очевидный вред и мусульманкам, и возможности проповеди ислама в обществе, и добрососедским отношениях с соотечественниками – последователями других религий.
«ДУМ РФ не пропагандирует ношение никаба и считает, что в современном обществе более правильным будет сделать выбор в пользу традиционного хиджаба, соответствующего требованиям Ислама. К примеру, моя жена и дочь никаб не носят», – пишет ладее Ильдар-хазрят. И в этом мы с ним согласны.
«Любому верующему тяжело принять факт запрета того, что не запретил Сам Всевышний». – Вот тут мы не можем согласиться с хазрятом. Речь идет не о богословском запрете какой-то национальной одежды, а об административном ограничении того, что препятствует установлению личности человека, чтобы была возможность выявить лиц, готовящих преступление, заранее и не допустить гибели людей. Религиозного значения никаб не имеет, поэтому это административное ограничение не ограничивает прав верующих, оно ограничивает всех людей только в одном: не позволяет скрывать свои лица.
«Все наши опасения, – говорит хазрят, – были выдвинуты с целью не допустить раскола в обществе и антироссийской пропаганды со стороны западных стран, особенно ввиду тенденции укрепления международных отношений со странами Востока».
Да вот на Востоке-то улемы давно подняли вопрос об административном ограничении или запрете никабов, увязывая их ношение со стремлением подчеркнуть свою идейную общность с джихадистскими организациями. Поэтому мы предполагаем, что власти мусульманских стран скорее поддержат инициативу Фадеева, чем отстаивание позиций радикалов. Мы уже приводили цитаты больших ученых Ислама, опубликованных Домом фетв Египта в 2008 г. в книге «Никаб – это адат, а не шариат». И административных запретов на ношение никабов в арабских и в тюркских странах множество.
Посмотрим, что скажут наши более опытные муфтии.