Отреставрированную картину «Портрет Царицы Сююмбике и ее семейства» можно увидеть в Национальном музее Республики Татарстан с 19 апреля в зале «Казанский край: воеводство – губерния» рядом с каретой Екатерины II.
Как сообщает пресс-служба музея, это всероссийский социальный проект, который проводится ежегодно в третью неделю апреля, чтобы обратить внимание женщин на необходимость заботиться о репродуктивном здоровье. В рамках проекта реализуются акции по восстановлению былой красоты и «здоровья» женских образов в крупнейших музеях России.
Первым официальным партнером проекта стал Государственный Эрмитаж. Также участвовали Государственный музей-заповедник «Петергоф», Екатеринбургский музей изобразительных искусств, в этом году – Национальный музей Республики Татарстан и Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде.
Картина «Портрет царицы Сююмбике и ее семейства» – одно из самых известных изображений царицы, хотя никто достоверно не знает, как Сююмбике выглядела в действительности. Автор картины неизвестен. В Национальном музее Республики Татарстан хранится 3 живописных полотна, самое ранее из которых датируется серединой XVIII века. Именно с ним проводились реставрационные работы. Точные сроки создания картины были установлены в процессе реставрации при изучении холста и способа нанесения краски.
«Это уникальный проект и уникальное взаимодействие на стыке культуры, сохранения исторического наследия и заботы о здоровье <…> Сююмбике, безусловно, самый известный женский образ в истории Татарстана, и его знают далеко за пределами региона. Получилась красивая история – «продлить жизнь» прекрасной картине, позаботиться о ней, чтобы напомнить женщинам заботиться о себе. Мы приглашаем всех взглянуть на самый ранний список картины из нашего собрания после работы реставраторов, это будет куда более красноречиво, поверьте!», – отметила генеральный директор Национального музея Алиса Вяткина.
«Работы длились три месяца. И сейчас картина готова к экспонированию <…> Сложным этапом было удаление прежних этикеток, они были наклеены на обороте полотна. Картина буквально получила химический ожог от щелочного клея в том месте, где была наклейка. К счастью, всё удалось обратить и историческому памятнику вернули экспозиционный вид. Полотно натянули на новый современный подрамник, его конструкция позволяет регулировать натяжение холста, что защищает картину. Будет правильным сказать, что использовались новейшие технологии в реставрационном деле», – рассказала и. о. главного хранителя музея Ольга Боднарь.