Внутренний смысл саума священного Рамадана – это реальная возможность зримо пережить, осознать не только силу своего имана, силу своего стремления к Нему, но и Его приближение к тебе, Его близость к тебе, Его проявление через тебя.
Саум Рамадана (потому-то он и называется священным месяцем) – это та реальность, когда не только ты, но и Он особо стремится к тебе.
Зачем?
Для того, чтобы ты вспомнил Завет, который Он заключил с тобой еще до появления этого профанического времени: «Не Я ли твой Господь?».
Но такое воспоминание – это не интеллектуальная, легковесная абстракция, а глубочайшее, личностное, неповторимое сакральное переживание. В том числе и потому, что вспомнить, осознать Завет – «здесь и сейчас» – означает пережить ту единственную цель, ту единственную задачу, которую Он предназначил только тебе в этой твоей земной жизни.
А потому, эта твоя жизнь, как бы она ни складывалась, абсолютно не случайна. Ибо у Него нет ничего случайного, поскольку Всемогущий все предопределил.
Расул Аллах сказал: «Вера в предопределенность – часть Ислама». И еще: «Кто не верит в предопределенность, тот не с нами»!
Следовательно, все предопределено и в этом человеческом мире, в котором также нет места случайности. Ведь сурово предупреждает Коран: «Не для забавы Я сотворил вас».
Что же является противоположным иллюзорной случайности человеческой жизни в этом мире? Прежде всего, осмысленность и целенаправленность человеческой жизни.
Каждый человек рождается с предопределенной целью, которая отражает конечный смысл его жизни. И эта цель предопределена не его родителями, не его социально-экономическим окружением, не партиями и государством, не культурой и цивилизацией, а исключительно Им.
Только искренне и глубоко верующий мусульманин способен эту цель, эту задачу выявить, определить, осознать, решить, выполнить.
Величайший суфий и безупречный поэт Джелалетдин Руми жестко и бескомпромиссно высказался в этом отношении так: «Каждый рождается со своей задачей. И если он эту задачу не выполнил, то он не сделал ничего в этой жизни».
В земной человеческой жизни безусловная креативность тотальной предопределенности проявляется в двух моментах. Во-первых, эту свою задачу ты можешь выполнить только сам, и никто другой. За тебя никто ее не решит, не сделает, не выполнит.
Во-вторых, выявить, осознать и выполнить эту цель ты можешь только при Его непосредственной помощи, только с Ним. Потому что, эту задачу ты решаешь не только для себя, но и для Него, Который ни в чем не нуждается.
Потому-то Он и сказал: «А Саум – Мой».