Казахстанское сласти запускают пилотный проект по маркировке моторных масел, которые, как известно, являются одним из самых подделываемых товаров. А хотя бы однократное использование поддельного масла чревата выходом из строя двигателя внутреннего сгорания и перспективой дорогостоящего ремонта.
Казахстан всерьез взялся за решение этой проблемы. С 1 февраля 2024 года Министерство энергетики страны совместно с НПП «Атамекен» и АО «Казахтелеком» (Единый оператор) запустили проект по маркировке и прослеживаемости моторных масел. Он предполагает внедрение специальных маркировочных кодов, которые будут использоваться для идентификации и отслеживания продукции на всем пути от производителя до конечного потребителя. Такой подход позволит установить эффективную систему контроля и обеспечить высокий уровень качества и безопасности моторных масел.
К маркировке планируется подключить всех участников рынка – от производителей и импортеров до компаний оптово-розничного сегмента, сообщает EnergyLand.
Согласно официальному заявлению, проект ставит перед собой такие цели, как: обеспечение добросовестной конкуренции на рынке моторных масел; улучшение прозрачности и надежности информации о происхождении моторных масел для потребителей; повышение эффективности контроля за оборотом продукции и борьбы с контрафактной продукцией; содействие развитию отечественного производства и повышению конкурентоспособности отрасли моторных масел; устранение барьеров в рамках трансграничной торговли в ЕАЭС.
В декабре 2023 года Единым оператором проведены мероприятия по обследованию производственных площадок трех крупных отечественных производителей моторных масел в Павлодаре, Семее и Шымкенте. В рамках выезда были изучены логистические, торговые процессы и используемые информационные системы участников пилотного проекта.
В России ситуация с поддельными смазочными материалами усугубилась после ухода с рынка ведущих брендов моторных масел и присадочных пакетов. В отсутствии поставок и контроля продукции по причине расторжения дистрибьюторских контрактов в образовавшихся вакуум хлынули производители контрафакта. Основными площадками сбыта подделок стали маркетплейсы, где в силу специфики торговли ответвенность за качество перекладывается на продавцов.
Другой стороной проблемы является прекращение поставок на российский рынок лицензированных по международным стандартам присадочных пакетов, предназначенных для обеспечения стабильности свойств масел в различных условиях.
Ранее один из ведущих экспертов в сфере производства смазочных материалов Алан Лу, в прошлом руководитель китайского подразделения Petro-Canada Lubricants, в интервью изданию «За рулем» честно предостерег российских автолюбителей от использования моторных масел, сделанных на основе китайских присадок. По его словам, китайские производители пакетов присадок не разрабатывают свои технологии, не проводят серьезных стендовых испытаний, а готовая продукция из Поднебесной не проходит процедуру лицензирования у API.