Министерство культуры и исламского руководства Ирана регулярно проводит всесторонние опросы общественного мнения. Первые три исследования опубликованы в 2000, 2003 и 2015 годах. Четвертый «национальный опрос ценностей и взглядов иранцев» представлен 14 февраля. В нем приняли участие 15 878 случайно выбранных граждан в возрасте 18 лет и старше из всех 31 провинций Ирана. Вопросы в основном касались столпов веры в соответствии с шиитским богословием, которое включает веру в единство Бога, Судный день, линию преемственности после Пророка Мухаммеда (с.а.в.), пяти ежедневных молитв, поста, паломничества в Мекку, применения религиозных убеждений в общественной жизни и политике.
Из числа респондентов 10,1% ответили, что считают себя нерелигиозными, 24,1% – умеренно религиозными, 29,2% – очень религиозными и 13,4% – «чрезвычайно религиозными». Семью пророка ислама любят и преданы ей 45,3% респондентов и нет – 6,3%. С тем, что хорошие и плохие поступки человека оцениваются в судный день, полностью согласны 39,1% опрошенных и 6% категорически против. На вопрос о пяти ежедневных намазах 45,5% респондентов заявили, что молятся всегда, время от времени – 13,3%, и 22,2% – никогда. По мнению, 36,8% опрошенных, «религиозная преданность зависит от чистого сердца, а не от молитв».
В месяц Рамадан всегда постятся 42% респондентов, редко – 9,5% и 27,4% – никогда. Хадж в Мекку также не очень привлекает иранцев: 25% опрошенных сказали, что у них «нет склонности к этому». При приеме на работу религиозные убеждения не важны для 61,9% опрошенных. В опросе 2015 года только 42,6% придерживались такого мнения.
К огромному разочарованию властей Ирана, 72,9% респондентов считают, что религия должна быть отделена от государства. Для сравнения, в опросе 2015 года таковых было 30,7%. По мнению 85% опрошенных, за последние пять лет иранцы стали «менее религиозными». На соответствующий вопрос о том, будут ли они более религиозными в ближайшие пять лет, 81% ответили, что иранцы станут «еще менее религиозными».
Только 7,9% опрошенных согласны с тем, что женщин нужно заставить носить хиджаб, по сравнению с 18,6% в 2015 году. Увеличилось также с 15,7% до 34,4% число тех, кто против его обязательного ношения. В стране вспыхнули протесты после смерти в заключении 22-летней Махсы Амини, арестованной полицией нравственности за несоблюдение закона о хиджабе. Волнения эти были расценены как признак растущего спроса иранцев на светский Иран и одобрение смены режима.
Шах Мохаммад Реза Пехлеви правил Ираном с 1941 по 1979 годы. Как и его предшественники, он проводил политику секуляризации. Женщинам не рекомендовали носить хиджаб, мужчинам – бороды, алкоголь также не был под запретом. Страна становилась всё более похожей на страны Запада и США, чему были рады далеко не все иранцы. В 1979 году иранская революция свергла шахский режим.
С приходом к власти аятоллы Хомейни в обществе возродилось чувство религии. Он сделал Иран Исламской Республикой. Прозападная политика шаха была объявлена противоречащей религии ислам. Антиамериканские и антизападные настроения росли еще до исламской революции, и почему Хомейни было легко манипулировать массами против шаха. В настоящее время многие законы в стране основаны на шариате, исламском праве. И любые предлагаемые изменения должны сравниваться с шариатом, чтобы увидеть, соответствует ли они Конституции Исламской Республики Иран.
После революции произошел большой всплеск, а затем, с середины 1990 годов, начался медленный спад религиозности. И сегодня страна находится на том этапе, когда молодое поколение, почти полностью отвергает религию. К лету 2023 года в Иране сообщили о закрытии 50 000 из 75 000 мечетей. Из-за снижения числа верующих. А ведь посещаемость мечетей – показатель крепости веры.
Снижение религиозности во многом связано с глобализацией, прежде всего, с влиянием западных СМИ. Многие светские иранцы из-за неприязни к своим правителям обращаются к атеизму. Единственный «ислам», который они знают, – это то, что им внушало их правительство. Других отталкивает шиизм, который, по их мнению, является индуизмом, смешанным с исламом. Третьи восхваляют свою древнюю религию зороастризм. Уверены, что Персия имеет богатейшую историю и культуру, а шиитский ислам – лишь очень малая ее часть. Их притягивает доисламское прошлое еще и потому, что западный мир более благосклонно относятся к зороастризму, чем к исламу. В Иране также растут другие религии, такие как католицизм, православие и бахаизм. Армяне, ассирийцы и евреи также имеют долгую историю в стране.
Иранцы, которые покинули страну, благосклонно относятся к шаху. Они недовольны тем, как идут дела на их родине, и считают, что теократия не работает. По их мнению, Иран – это спящий гигант, который был отброшен на десятилетия назад революцией аятолл.
Исламская теократия обладает чрезмерной властью в Иране, но было бы ошибкой думать, что она представляет население в целом. Опрос показывает, что среднестатистический иранец больше не верит в авторитет шиитских лидеров и государственную интерпретацию веры.
Он как бы разработал персонализированную религию, в которой иметь чистое сердце важнее религиозных практик, таких как молитва, пост и паломничество в Мекку…