Чего не хватает татарстанским медресе

Рафик Мухаметшин

Сентябрь 19 2023,20:30
Рафик Мухаметшин

«Мусульманин должен получать знания от колыбели до могилы», – эта фраза, пожалуй, известная каждому. Но сказать о важности получения знаний – это одно, а найти соответствующее медресе или вуз, чтобы получить достоверное исламское образование – это уже другое. Если мы говорим о Республике Татарстан, то здесь действуют 11 исламских учебных заведений, среди которых медресе, институт, университет и академия. Здесь работают ведущие учёные и исследователи не только республики, но России и мира. Однако, несмотря на высокую востребованность в обществе, по-прежнему остро стоит вопрос финансирования таких учебных заведений. Именно эту проблему собрались обсудить заместитель муфтия Татарстана, ректор РИИ и КИУ, председатель Всероссийского совета исламского образования Рафик Мухаметшин, директор медресе имени 1000-летия принятия ислама в Волжской Булгарии Ильяс Зиганшин, директор медресе «Фанис», имам-мухтасиб Ютазинского района, казый Марат Марданшин, первый заместитель директора медресе «Мухаммадия» Рустам Хайруллин, президент Ассоциации предпринимателей-мусульман РФ Айдар Шагимарданов и генеральный директор БФ «Закят» ДУМ РТ Булат Марданов. Символично, что местом встречи стало одно из старейших медресе – «Мухаммадия», которое относительно недавно было отреставрированно.

«Все исламские учебные заведения требуют средств меньше, чем один факультет светского вуза»

Перед началом круглого стола в медресе состоялось вручение первокурсникам учебников, закупленных благодаря финансовой помощи Благотворительного фонда АПМ РФ. На пожертвования предпринимателей приобретены комплекты из 5 разных учебников, которыми будут обеспечены 100 шакирдов первого курса медресе. Эти учебники представляют собой учебные пособия по изучению арабского языка.

Возвращаясь к проблеме, которая остро стоит не только в Татарстане, но и во многих регионах России, стоит напомнить, что главным показателем расцвета нации в период возрождения татарского народа в ХХ века было открытие многочисленных школ и медресе. Примечательно, что строились и содержались они на средства татарских купцов и неравнодушных соотечественников.

По словам Рафика Мухаметшина, и по сей день татарстанские медресе относятся к числу сильнейших в России. Для их содержания требуется в год порядка 50-60 млн рублей (больше всего необходимо на содержание медресе «Мухаммадия» – 18 млн), на содержание РИИ и КИУ – 100 млн, т.е. в целом на содержание исламских учебных заведений в республике нужно 150-160 млн.

«Это не так много, если учесть, что такой бюджет сравним с бюджетом одного факультета светского вуза – у того же КФУ бюджет в год 5 млрд рублей. А ведь мы готовим кадры не только для Татарстана, но для всей Центральной России. У нас самые профессиональные и хорошо подготовленные медресе. На сегодняшний день более половины бюджета всех исламских учебных заведений в Татарстане обеспечивает ДУМ РТ. Кроме того, средства поступают из Фонда поддержки исламской культуры и образования, а также от меценатов», – подчеркнул Мухаметшин.

Поднимая вопрос возрождения меценатства в татарской среде, ректор РИИ и КИУ обратил внимание собравшихся на необходимость развивать и укреплять вакуфную систему в республике. По его словам, эта система недостаточно работает в Татарстане, поскольку в вакуфные здания ещё нужно хорошо вложиться, прежде чем получить возможность использовать их по назначению.

«Восстребованность татароязычных медресе растёт»

Ситуацию изнутри медресе подсветил Ильяс Зиганшин, директор медресе имени 1000-летия принятия ислама в Волжской Булгарии. Он отметил, что сегодня практически каждое медресе варится в собственном соку, не зная, как решить проблемы финансирования. При этом востребованность татароязычных медресе растёт: из регионов просят прислать имамов со знанием татарского языка, что ещё острей ставит вопрос не только сохранения учебных заведений, но и их развития.

В свою очередь директор медресе «Фанис» Марат Марданшин пояснил, что основные расходы учебных заведений: оплата зарплаты преподавателей, коммунальных услуг, закупка учебной литературы, содержание учебных корпусов и общежитий, обеспечение шакирдов бесплатным питанием. Несмотря на то, что медресе «Фанис» – одно из самых молодых, уже сегодня есть потребность обновить мебель и инвентарь, даже матрацы требуют замены, надо повысить заработную плату педагогам. Решить возникшую проблему Марданшин предложил также через возвращение системы шефства над медресе.

«Из-за отсутствия необходимого финансирования мы сталкиваемся с понижением мотивации. К примеру, у нас есть выпускник, который и в РИИ отучился, и в Египте получал знания. Однако сейчас он отошёл от духовной деятельности, поскольку ему нужно кормить семью», – посетовал Марат Марданшин.

«Исламское образование – основа развития татаро-мусульманского общества»

По словам президента Ассоциации предпринимателей мусульман РФ Айдара Шагимарданова, в основе развития татаро-мусульманского сообщества лежит исламское образование, поэтому неудивительно, что именно поддержка медресе и образовательных проектов – приоритетное направление в благотворительной деятельности АПМ.

«У нас есть богатый опыт дореволюционной России, когда государство не финансировало религиозную составляющую жизни общества, а эту обязанность брали на себя купцы, предприниматели, которые вели бизнес по халялю, жили по шариату. Здание медресе «Мухаммадия» также было построено татарскими мусульманскими предпринимателями», – пояснил Шагимарданов.

С сожалением Айдар Шагимарданов отметил, что сегодня мусульманские предприниматели разрозненны по сферам финансирования, нет единого понимания, в какую область жизни мусульман России нужно вкладываться. Из-за отсутствия централизованной системы меценатства, которая позволила бы определять наиболее важные сферы, требующие дополнительного финансирования, денежные средства получают те, кто на виду. При этом спикер сравни финансирование системы исламского образования с фундаментом дома: развитие исламской науки и образования – фундамент, а все остальные сферы – это уже декор готового здания.

«Если не будет чёткого стабильного мощного финансирования, откуда будут появляться новые Марджани или Баруди? Одного призыва мало. У нас есть благотворительный фонд, который каждый месяц собирает 2-3 миллиона. Мы постоянно рассказываем о важности системной работы финансирования исламского образования. Сейчас все спасают птичек, кормят китов – занимаются всем, кроме поддержки исламской науки и образования», – посетовал Шагимарданов, выразив надежду, что в скором будущем фонд АПМ РФ сможет платить именные стипендии лучшим шакирдам медресе, помогать исламским учебным заведениям не только выплачивать з/п, но и направлять педагогов на переподготовку, усовершенствование, важные конференции. Здесь важно налаживать тесные связи между учебными заведениями и бизнесменами. Яркий пример такой слаженной работы – Центр подготовки хафизов Корана, который давно уже стал точкой притяжения не только для меценатов-мусульман, но для всех семей.

«Мухаммадия» – первое платное медресе

Первый заместитель директора «Мухаммадии» Рустам Хайруллин поделился опытом создания платных отделений в медресе. Стоит отметить, что «Мухаммадия» стала первым медресе, где есть платное отделение.

«Что есть медресе? Нужны ли нам такие учебные заведения? Кто потребитель медресе? Медресе – это узница кадров, а потребитель – народ. Что же касается платного обучения, то это не такие большие цифры: за год на очном отделении это получается 12 000 с человека, а на вечернем – 10 000, т.е. это порядка 1000-1200 рублей в день. А эти средства позволяют нам обучать одарённых шакирдов на безвозмездной основе и выплачивать педагогам заработную плату, которая, к слову, составляет на сегодняшний день 17 тысяч рублей, а средняя учительская зарплата – 33 000. В медресе также есть и бюджетные места, это когда студент направляется на учебу в медресе от определённого прихода, и тогда уже именно местная умма платит за его учебу, а не он сам лично», – объяснил Хайруллин.

К сожалению, у многих, как отмечает рустам Хайруллин, сложилось устойчивое мнение, что хазрат словно ангел, которому не надо питаться, одеваться, кормить семью. Что это не просто духовный наставник, но суперменеджер, который в два счёта приведёт мечеть к самоокупаемости. А ведь чему учат хазратов? Их участ религии, тому, как омывать ноги, брать тахарат, читать дуа, обучают ахляку и адабу.

«Мы не растим бизнесменов, строителей. Так не бывает. Он алим, он учит людей основам веры, религиозным ритуалам», – отметил Хайруллин, добавив, что всё чаще стали приходить преподаватели с желанием уволиться, что крайне тяжело слушать.

По словам спикер, в год, для того чтобы медресе просто не закрылось, необходимо порядка 18 млн рублей. Все шакирды живут с общежитиях бесплатно и питаются также на безвозмездной основе: в год студенты съедают 5 тонн картошки и 25 коров. Выручает гушр, мясо Курбан.

«Мәдрәсәгә игелек кыл – Сделай добро для медресе»

Генеральный директор Благотворительного фонда «Закят» ДУМ РТ Булат Марданов познакомил присутствующих с онлайн-сервисом оказания финансовой помощи для медресе под названием «Мәдрәсәгә игелек кыл – Сделай добро для медресе».

Сервис позволяет организовывать централизованный сбор средств в поддержку исламских учебных заведений. На сервисе уже зафиксированы первые денежные поступления: за 3 месяца собрано свыше 420 тысяч рублей. Все благотворительные пожертвования направляются на материальное обеспечение, поддержку преподавателей и шакирдов, приобретение литературы, ремонт зданий, организацию питания и прочие нужды учебных заведений. Каждый желающий может перечислить любую посильную сумму в адрес исламских учебных заведений Татарстана. Для этого на сайте фонда «Закят» в разделе «Мәдрәсәгә игелек кыл! – Сделай добро для медресе!» нужно выбрать одно из учебных заведений и перечислить в его поддержку садака. Средства также можно отправить на единую карту Сбербанка 2202 2023 1170 3866 (Ильнар Равилевич – сотрудника БФ «Закят» ДУМ РТ) с указанием названия медресе.

Подводя итог продуктивной встрече, спикеры отметили, что само общество должно быть заинтересовано в подготовке квалифицированных религиозных кадров, по возможности вносить посильную лепту в развитие исламского образования, брать шефство над учебным заведением. Только через выстроенную совместную работу и возрождение татарского меценатство возможно сохранить и развить исламское образование.


Нет отзывов
Расскажите друзьям: