Как англичане пытались создать свой "халифат"

Февраль 02 2021,22:30

В истории часто бывало так, что исламские идеи использовались во вред мусульманам их противниками. Например, в конце 19 века британский дипломат и поэт Джеймс Блант, которого многие современники считали атеистом, призывал "переместить" Халифат из Стамбула в Мекку, так как турки якобы были не достойны преемственности государства пророка Мухаммада.

В меморандуме, написанном им после многолетней службы в Стамбуле и предназначавшимся для британского министерства иностранных дел, прямо говорится: "Англия могла бы принять покровительство над Халифаом, и это обеспечило бы ей лояльность тех сил, которые все еще находятся под контролем ислама. Именно это решение помогло бы навсегда закрепить Индию за ней". То есть он видел в передаче халифата от турок к арабом чисто утилитарную цель – обеспечение постоянного контроля за "жемчужиной британской короны".

Ему вторил другой британец – Джордж Бергвуд, английский наместник, долгие годы проработавший в Индии. Он называл османских султанов "узурпаторами" и призывал "избрать" шерифа Мекки "халифом ислама". Цель его была все та же – обеспечить лояльность индийских мусульман через подконтрольных Британии арабов.

В этом их обоих поддерживал британский консул в Джидде Джеймс Сохраб, который рапортовал в министерство иностранных дел, что шериф Мекки по статусу равен османскому султану, так как является потомком Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

В 1880-81 годах Джеймс Блант предпринял путешествие по Аравийскому полуострову в надежде выйти на лидеров так называемых ваххабитов, чтобы "изучить их взгляды на ислам, которые отличаются от взглядов турок". По возвращении из Аравии он написал и издал в 1882 году книгу "Будущее ислама", где в развернутой форме изложил мысли о "передаче" халифата от турецких султанов шерифу Мекки. "Когда падет Османская империя главой мусульман и халифата станут представители шерифа Мекки", – в частности писал дипломат.

Для это цели Блант предлагал созвать специальный конгресс, на который бы прибыли представители всех мусульманских народов мира. Эту идею он пытался продвигать через исламских реформаторов Рашида Риду и Мухаммада Абдо, которые издавали в Египте журнал "Аль-Манар". Они уже предложили в качестве места проведения такого конгресса город Мекку в котором раз в год на хадж собираются мусульмане со всех стран мира. Эта идея была поддержана арабским интеллектуалом Абд Ар-Рахманом аль-Кавакиби.

Антиосманские замыслы обрели "второе дыхание" после того, как во время Первой мировой войны англичанам удалось поднять арабов на восстание против Османской империи. Их активно поддерживали высокопоставленный представитель Форин-офиса Марк Сайкс, генерал-губернатор Судана сэр Реджинальд Уингейт, британский политический резидент в странах Персидского залива сэр Перси Кокс. Британцы стали покровительствовать шерифу Мекки Хуссейну, которого в марте 1924 года его приближенные объявили халифом всех мусульман уже после того, как турецкий лидер Мустафа Кемаль заявил о ликвидации Османского халифата. Однако уже в августе этого года ихваны Ибн Сауда вошли в Хиджаз и новоявленный "халиф", которому никто из мусульман мира так и не принес присягу в верности, бежал под защиту англичан на остров Кипр, где и закончил свои дни. Его сын Али пытался продолжать политику отца, но в октябре 1924 года войска Ибн Сауда заняли Мекку и Али бежал, "передав" титул халифа египетскому королю Фуаду.

Фуад начал подготовку к конгрессу мусульман, на котором должен был решаться вопрос "халифата". Для этого был создан "Халифатский комитет", а формальным инициатором выступило руководство Аль-Азхара.

Однако многие мусульмане выступили против этой идеи. Так, представители индийского халифатистского движения указывали на то, что Египет полностью зависит от Великобритании, а все предполагаемые делегаты конгресса прибудут на него с территорий, находящихся под контролем европейских колониальных держав. В связи с этим они предлагали перенести проведение конгресса в Аравию, которая была свободна от контроля каких бы то ни было иностранных сил.

В общем и целом Каирский конгресс не достиг своей цели и халиф так и не был избран. Окончательную точку в этом вопросе поставил Мекканский конгресс 1926 года, в работе которого приняла участие делегация мусульман из СССР во главе с муфтием Ризаетдином Фахретдином. Усилиями советской и турецкой делегаций удалось снять вопрос о халифате с повестки дня и все ограничилось лишь провозглашением Ибн Сауда хранителем святых мест.

Как иронически заметил по этому поводу лидер Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру: "Халифата не существовало, и каждая мусульманская страна… со всей страстью занималась своими национальными проблемами, мало интересуясь судьбой других мусульманских народов».

При написании статьи использовалась книга Kramer M. Islam Assembles. The Advent of the Muslim Congresses. N.-Y., 1986.


Нет отзывов
Расскажите друзьям: