Исчезнут ли тени Касимовского ханства

фото: Muslim.ru

Февраль 01 2021,22:30
фото: Muslim.ru

На выходных занесло в "Дом Асадуллаева", что на углу Малого Татарского переулка и Большой Татарской улицы. Теперь это Татарский культурный центр. Там проходила презентация документального фильма "Закат под липами" и книги "Тени Касимовского ханства". Обе работы сделаны двумя соавторами – историком-москвоведом Маратом Сафаровым и творческой личностью, которой работа в Духовном управлении не мешает быть и актером, и режиссером и поэтом – Ренатом Абяновым.

И книга, и фильм посвящены одной и той же теме: осмотру следов былого величия Касимовского ханства, существовавшего в 14-17 веках вокруг городка Касимов в нынешней Рязанской области. На экране местный аксакал с едва скрываемой горечью, объезжая заросшие травой пустоши, рассказывает: "Вот здесь была татарская деревня... здесь кузница, в ней подковывали лошадей". Подводя съемочную группу к какой-то избушке-развалюшке, говорит: "В этом доме мы намаз читали", и так далее.

Немногочисленные касимовские татары собираются вместе в старинной мечети, которая уцелела в одной из деревень. Звучат вперемешку по-русски и по-татарски духовные напутствия и молитвы-дуа, произносимые местным имамом. На всем лежит печать грусти и запустения. Видеоряд проходит под тоскливую песню.

После показа Марат Сафаров рассказывал о том, что некогда многолюдные деревни касимовских татар ныне опустели или поменяли своих обитателей. В качестве пример он привел село Тарбеево, бывшее когда-то полностью татарским. Теперь там из татар осталась одна старушка. По его же словам, касимовские татары уже плохо знают татарский язык и имеют слабое представление о своих обычаях и религии. Название книги "Тени Касимовского ханства" как нельзя лучше отражает существующее положение дел, ведь от былого величия этого государственного образования действительно осталась лишь тень.

Стоит отметить, что на этой презентации так и не пришлось внятно услышать традиционных фраз о том, что надо возрождать татарский язык и традиции. Видимо, зрители оказались в плену удручающих кадров. Сам Марат Сафаров старательно избегал всяких и всяческих оценок ситуации с касимовскими татарами. Лишь однажды он выразил надежду на неких татарских пассионариев, которые как всегда в трудную минуту спасут ситуацию. В этом высказывании даже почувствовались некие аллюзии на программную речь президента Татарстана, когда Рустам Минниханов, касаясь проблем возрождения татарского языка сказал, что его спасут общественники.

В связи с этим хотелось бы закончить на бравурной ноте. Такой пассионарий и общественник в Рязанской области есть. Это местный имам-мухтасиб Рашид Бултачеев, который появляется в фильме как имам старинной мечети, но, удивительно, его имя нигде не звучит. Тем не менее, именно Бултачеев, отучившись в Египте, приехал в эту далекую глубинку, чтобы возрождать религию и духовность среди касимовских татар. Этот его поступок, по слухам, объясняется еще и тем, что он является потомком знатных Чингизидов, а Касимов, уже без всякого сомнения – его малая родина. Простой и скромный имам вот уже больше 17 лет занимается нелегким трудом по духовному возрождению своих соплеменников.На таких вот пассионариях стояла и будет стоять земля татарская.


Нет отзывов
Расскажите друзьям: