Главный раввин Ирана: Израиль не имеет никакого отношения к иудаизму

Иранские евреи пользуются полной свободой вероисповедания и находятся в безопасности, заявил Иегуда Гарами.

Июнь 24 2020,19:30
Иранские евреи пользуются полной свободой вероисповедания и находятся в безопасности, заявил Иегуда Гарами.

Напряженность в отношениях между Израилем и Ираном усилилась за последние несколько лет, особенно из-за противостояния в Сирии. Некоторые утверждают, что ирано-израильский конфликт может угрожать благополучию маленькой и самобытной еврейской общины Ирана. Корреспондент издания АL-Monitor поговорил с главным раввином иранских евреев Иегудой Гарами о положении последователей иудаизма, их отношениях с властью и населением, а также и об их мнении о государстве Израиль. Один из вопросов касался численности еврейской общины в Иране: официальные цифры говорят о том, что она насчитывает около 8000 человек, но Гарами утверждает, основываясь на имеющейся у него информации, что число евреев на самом деле намного выше.

– По моим оценкам, – утверждает религиозный деятель, – в стране насчитывается от 20 000 до 25 000 евреев. Большинство из них живут в Тегеране, Ширазе, Исфахане и Карманшахе, хотя есть и другие небольшие общины.

Касаясь состояния общины, раввин сказал об отсутствии в стране сегрегации по религиозному признаку:

– У нас полная свобода вероисповедания. Все синагоги открыты, и там проводятся занятия по Торе. У нас есть все виды учебных заведений, включая начальные и средние школы.

По словам духовного наставника, еврейская религиозная жизнь проходит открыто, без каких-либо ограничений. Он несет личную ответственность за обеспечение кошерной пищей тех групп, которые этого хотят, и кошерный забой скота происходит в соответствии с еврейским законом.

– За эти годы я обучил несколько шохетов (ритуальных забойщиков скота). У нас даже есть несколько превосходных кошерных ресторанов, в которых круглосуточно соблюдается кашрут (иудейский аналог халяльного питания). Поскольку мы являемся небольшой общиной, вполне естественно, что мы не можем предоставлять кошерные сертификационные услуги производителям продуктов питания, потому что нет достаточного спроса, но каждый еврей знает, что он может, а что не может купить из продуктов с точки зрения их кошерности.

Гарами рассказал, что члены общины привязаны к еврейским религиозным традициям, уточнив, что в стране почти нет светских евреев. “

– В Иране есть евреи, которые знают Тору больше, и евреи, которые знают меньше, но все они связаны с традицией. Все евреи соблюдают субботу, повязываю тфиллин (амулеты с написанными на пергаменте стихами из Торы, которые религиозные иудеи во время молитвы накладывают на лоб и руки – IN) и чтут традиции. В то же время есть и ультраортодоксальная община, изучающая Тору на очень высоком уровне и соблюдающая все законы.

По словам Гарами, еврейская община также хорошо организована социально и поддерживает организации, предназначенные для удовлетворения потребностей различных групп единоверцев. К ним относятся организации для молодежи и студентов. И, конечно, существуют также благотворительные организации, которые помогают нуждающимся евреям по всей стране.

– Мы регулярно поддерживаем не менее 150 нуждающихся семей, обеспечивая их продовольствием, и помогаем молодым парам начать новую жизнь. Существует много взаимопомощи. Мы стараемся помочь всем, кто в этом нуждается, – рассказал раввин.

Пандемия коронoвируса и международные санкции в отношении Ирана нанесли серьезный ущерб экономике страны. Гарами признает, что тяжелая ситуация больно ударила и по еврейской общине.

– Вполне естественно, – отметил он, – что больше всего от санкций страдает средний класс. В результате мы прикладываем еще больше усилий, чтобы помочь ему. Большинство евреев в стране – владельцы бизнеса, особенно магазинов одежды, и они являются частью среднего класса. Хотя есть богатое меньшинство, не затронутое непосредственно санкциями, большинство людей действительно ощущают давление.

Гарами может поставить себе в заслугу то, что коронавирусный кризис едва затронул еврейскую общину Ирана. В Иране это, конечно, не имело такого же эффекта, как в других еврейских общинах по всему миру, которые серьезно пострадали из-за пандемии. Уже в начале марта раввин распорядился закрыть в стране все синагоги, чтобы избежать массового заражения и предотвратить катастрофу в общине.

– Я сразу понял, к чему это приведет, поэтому приказал закрыть все синагоги и молиться частным образом, без миньяна» (собрание не менее 10 верующих иудеев-мужчин на молитву в синагоге – количество, при котором молитва и богослужение считаются действительными – IN).

– В то же самое время в Пурим я разрешил только один раз прочитать Мегиллу (свиток Есфири) в прямой трансляции, и я запретил людям поститься в «пост Есфири». Свои уроки я продолжаю давать через Instagram и Skype. Я убежден, что мы вышли из него (короновирусного кризиса) относительно невредимыми из-за всех мер предосторожности.

Примечательно, что иудеи, как и мусульмане, держат пост путем отказа от пищи, питья и плотских утех от рассвета до заката, однако у них всего лишь два постных дня в году.

Один из самых интересных вопросов – взаимоотношения между небольшой еврейской общиной и местным мусульманским населением.

– Наши мусульманские соседи очень уважают нас, как евреев, живущих в Иране, – подчеркивает раввин. – В отличие от Европы, например, у наших синагог и школ нет охраны, и наша личная безопасность находится на высоком уровне. Конечно, мы иногда сталкиваемся с людьми, которые являются антисемитами, но это происходит везде. Большая часть населения уважает нас и живет с нами в мире. Важно то, что в Иране нет такого понятия, как организованные нападения на евреев.

Гарами отметил, что евреи в Иране не имеют обычая ходить по улице в кипе (еврейской тюбетейке), несмотря на то, что любой, кто хочет носить национальную еврейскую одежду, может это сделать:

– Вы можете ходить в ермолке; есть люди, которые носят кипу. Это просто привлекает внимание, как что-то необычное. С другой стороны, нет никакой опасности для человека, носящего кипу. Общее чувство безопасности среди евреев превосходно. Мы не чувствуем никакой угрозы ни со стороны правительства, ни со стороны наших соседей.

По словам раввина, евреи живут на иранской земле уже 2700 лет, со времен ассирийского изгнания.

– С тех пор и по сей день евреи жили в мире со своими мусульманскими соседями, за исключением нескольких единичных случаев. Важно помнить, что мы являемся самой большой еврейской общиной на Ближнем Востоке после Израиля. У нас очень сильные связи с этой землей. Здесь в течение многих лет жили наши предки и здесь похоронены многие из наших пророков, среди которых Даниил, Аввакум, Мордехай, а также Есфирь.

Одним из наиболее нестабильных и чувствительных вопросов для евреев в Иране является враждебность Израиля к их стране. Это ставит их в неудобное положение перед государством.

– Мы всегда подчеркиваем, что не хотим ввязываться во все споры, войны и политику между двумя странами. Это спор между политиками, и он не имеет ничего общего с религией, – решительно заявил Гарами. – Люди часто путаются, но между сионизмом и иудаизмом есть большая разница. Иудаизм – это религия, которой 3300 лет, в то время как сионизм – это национальное и политическое движение, которому всего 100 лет. Государство Израиль как страна не имеет ничего общего с религией, вообще, и с иудаизмом, в частности. Это не война между религиями. Все евреи здесь подчеркивают это. И самое худшее, что можно сделать, – это создать впечатление, что ирано-израильский конфликт – религиозная война.

Гарами продолжал утверждать, что, судя по его действиям, израильское правительство очень далеко от религии:

– Израильское правительство вообще не заботится об иудаизме. Все, что оно якобы дает ортодоксальным верующим, происходит по тем или иным политическим соображениям. В то же время случаются акции прямо антирелигиозного содержания. В Тель-Авиве, например, они не разрешают устанавливать стенды с тфиллинами, и штрафуют любого, кто установит такой стенд.

– В то же время они гордятся тем, что едят собак, – добавил Гарами, намекая на высказывания мэра Тель-Авива Рона Хулдая в январе 2018 года, который признался, что ел собачье мясо, когда посещал Вьетнам.

В январе Гарами нанес широко освещавшийся визит соболезнования семье командующего иранскими Силами Кудс генерала Касема Сулеймани, который был убит Соединенными Штатами.

– Во-первых, я был не один, – пояснил раввин мотивы своего поступка, – в визите приняли участие представители всех религий Ирана, в том числе представители христианской веры. Мы хотели подчеркнуть, что это не религиозная война, и что никто не должен думать, что она таковой является.

Раввин рассказал о позитивном отношении к Сулеймани у всего народа Ирана:

– Чего западный мир до конца не понимает, так это того, что Сулеймани – иранский национальный герой. В нашей стране им действительно восхищаются. Он проявил большую храбрость в ирано-иракской войне. А в войне в Сирии, именно Солеймани победил ДАИШ, и это было очень важно для народа Ирана. Наш визит, как представителей всех религий, состоял в том, чтобы почтить его память после всего, что он сделал на благо Ирана.

В конце беседы Гарами заявил, что мечтает о торжестве мира во всем мире:

– Мы искренне надеемся, что в мире наконец наступит мир, все войны исчезнут и мы станем свидетелями исполнения пророчества Исайи: «волк будет жить с ягненком, а леопард ляжет с козлом ... народ не поднимет меча против народа». Это то, о чем мы молимся каждый день, – сказал лидер еврейской общины Ирана.


Нет отзывов
Расскажите друзьям: