Публицист Рустам Батров, бывший первый заммуфтия Татарстана, раскритиковал «тугодумов в чалмах» и «религиозных обскурантов от ислама» за игнорирование естественных наук и отрицание теории эволюции. Об этом он написал на страницах «Бизнес газеты» в статье, посвященной аресту турецкого проповедника Харуна Яхьи, ярого противника теории эволюции.
В своей заметке автор утверждает, что ислам никогда не отвергал эволюционное развитие:
– Исторически же в исламском мире изначально не было никакого предубеждения против эволюционных идей. Считалось, что о них повествует сам Священный Коран, в котором Всевышний гласил: «Он создавал вас этапами». (71-14) Поэтому многие мусульманские мыслители часто писали об эволюции видов как о само собой разумеющемся, как об исходной аксиоме, с которой начинаются их остальные рассуждения. Кстати, Ибн Араби отмечал даже, что на последнем этапе Бог вывел человека от обезьяны (хотя, строго говоря, такой взгляд не согласуется с современным дарвинизмом). Другими словами, эволюция в исламе всегда понималась в креационистском ключе, то есть как инструмент творения в руках Бога, а не как конкурент Бога, нацеленный на Его упразднение.
Вместе с тем Батров критикует попытки некоторых богословов совместить религиозную и научную картины мира, путем отрицания макроэволюции и признания микроэволюции:
– Религиозные обскуранты от ислама, выступая против науки, уже вынуждены считаться с ее неустанно возрастающим авторитетом в обществе. Поэтому не все потоки научных знаний, втекая им в одно ухо, целиком вытекают из другого. Кое-что остается. В частности, богословские мракобесы, напрочь отрицая идею макроэволюции, все же признают существование микроэволюции. То есть, по их мнению, одни виды не могут перетекать в другие, но внутривидовые изменения вполне имеют место быть. В частности, такого рода суждения мне довольно нередко приходилось встречать среди преподавателей Российского исламского института. Ну а как иначе? Без подобных уступок тугодумы в чалмах выглядели бы совсем уж идиотами, ибо не замечать достижений селекционеров – спорить с очевидностью.
Правда, они не учли одного существенного момента. Данное допущение на самом деле – не что иное, как троянский конь, который навзничь опрокидывает весь их антиэволюционный догматизм. Все дело в том, что и макро-, и микроэволюция суть один и тот же процесс. Разница между ними только количественная и состоит лишь в том, когда мы фиксируем объем накопленных изменений. Если их не очень много, то это микро-, то есть внутривидовая эволюция. А если они набрали достаточную критическую массу для того, чтобы можно было говорить о формировании нового вида, то это макроэволюция. Только и всего.
Рустам Батров назвал бывших коллег «тугодумами в чалмах»
Далее автор приводит доводы некоторых ученых в пользу эволюцианизма, и выступает за «реабилитацию теории эволюции в исламском мире»:
– Реабилитация теории эволюции в исламском мире крайне важна, ибо по сути речь идет о реабилитации науки в целом. К сожалению, все великие научные достижения исламского мира остались в далеком прошлом, а на пути его ренессанса стоят такие авторы, как Яхья.
В принципе, озвученные Батровым идеи далеко не новы для религиозной мысли. Их высказывали многие религиозные неообновленцы, модернисты и либералы, которые не были удовлетворены наличием противоречий между эволюционизмом и креационизмом. Однако ряд важных вопросов во всей этой дискуссии так и остались без внятного ответа: например, кто такие Адам и Ева, о которых довольно подробно рассказывается во всех авраамических писаниях, в том числе и в Коране, и есть ли им место в теории эволюции? Единственное, что смогли предложить обновленцы, это метафорическое прочтение писаний, которое допускает, что не все священные тексты следует толковать как физическую и историческую реальность.
Примечательно, что этим вопросом не задался в статье и критик «религиозных обскурантов» – Рустам Батров. Хотя, возможно, он оставил эту тему для глубокого исследования в одной из своих следующих публикаций?