Известно, что Советский Союз был второй после США страной, признавшей Израиль. Куда меньше приходится слышать упоминание о том, что СССР был первой страной, признавшей Саудовскую Аравию.
Начало 20-х годов 20 века в регионе аш-Шама (Сирия-Палестина) выдалось весьма жарким в политическом отношении. После падения Османской империи и провозглашения 13 ноября 1923 года Турецкой республики был упразднен халифат. Это вызвало брожение в умах мусульман, которые впервые в своей истории остались без надежной опоры в лице государства.
Активнее всего оказались мусульмане Индии, среди которых развернулось движение за возрождение исламского правления. Опасаясь негативных последствий для своей колониальной империи, англичане решили перехватить эту тему и предложили на пост халифа эмира Иордании Хуссейна, представителя династии хашимитов, который стал править в Хиджазе, где располагались две главные святыни мусульман. Ему противостоял молодой эмир Неджда Абдул-Азиз ибн Сауд, который атаковал Хиджаз, захватил его в октябре 1924 года и изгнал оттуда конкурента.
СССР был заинтересован в союзнике для расширения своего влияния на Ближнем Востоке и поначалу делал ставку на Ататюрка. Но после того как тот не стал заниматься распространением мировой революции, было решено привлечь на свою сторону ибн Сауда, который после свержения британского ставленника Хуссейна, вошел в конфликт с англичанами.
Миссия по привлечению саудовского короля на сторону СССР была возложена на советского деятеля – выходца из мусульманской среды кадрового разведчика Карима Хакимова, который был назначен советским полномочным дипломатическим представителем при его дворе. Из СССР новый саудовский король в отсутствие пролетариата («класса-гегемона революции») виделся новых вождем национально-освободительного движения, направленного против главной колониальной силы в регионе – Великобритании. Именно на это и должен был ориентировать ибн Сауда бывший начальник политотдела Туркестанского фронта Хакимов.
Самого себя Хакимов видел в роли некоего «красного Лоуренса». Подобно тому как агент английской разведки поднял арабов против Османской империи в годы Первой мировой войны, Хакимов должен был поднять арабов против английского колониализма, осложнив политическое положение Великобритании, и тем самым облегчить внешнеполитическое положение СССР.
Что касалось идеи возрождения халифата, то отношение к ней ранее сформулировал заведующий восточным отделом Коминтерна С. Брике-Бестужев: «…Лозунг Халифата может стать вдвойне, втройне реакционной силой если идейное и организационное руководство им получит Англия… И наоборот, халифат, не находящийся в руках Англии… находящийся под косвенным влиянием Коминтерна, в современной обстановке является силой выдающегося революционного значения, имея ввиду объединение отсталых мусульманских масс против Антанты».
Таким образом вопрос с халифатом должен был быть решен в благоприятном для СССР ключе. На июнь-июль 1926 года намечалось проведение всемирного мусульманского конгресса в Мекке, на который Ибн Сауд делал особую ставку: он должен был придать ему легитимность в глазах мировой мусульманской уммы. Советским руководством и Восточным отделом ГПУ конгресс в Мекке рассматривался как своеобразный противовес халифатскому конгрессу, который ранее прошел в Каире и был организован англичанами. Поэтому им было крайне важно в ходе конгресса «объединить антибританские настроения», вплоть до создания «параллельного антибританского халифата», а в идеальном варианте отодвинуть « этот вопрос [о халифате] на более отдаленные времена». (Здесь и далее цитаты по «Ислам и советское государство. По материалам Восточного отдела ОГПУ.1926 г.», документ № 10 «О всемусульманских конгрессах в Каире и Мекке…» , М., 2010).
Чекисты подошли к делу со всей ответственностью: отбор кандидатов на мекканский конгресс производился непосредственно ими, «чтобы была полная уверенность в том, что делегация наша сумеет последовательно провести в жизнь наши предначертания». В ее состав вошли муфтий Ризаэтдин Фахретдинов, его заместитель Тарджеманов, муфтий Крыма Мусляхетдинов, председатель ДУМ Ташкента Кариев, «от духовенства Татарии» – Т.Ильясов, «от духовенства Астрахани» – А.Умеров, от мусульман Петрозаводска – М.Магкулов, от мусульман Москвы – М.Бигиев.
В ходе работы конгресса его участники раскололись на две группы: первая, состоявшая преимущественно из индийских мусульман и палестинцев, пыталась поставить вопрос о выборе халифа; вторая, в которой оказались мусульмане из Турции, Явы, Афганистана, Йемена, Неджда, Судана, Египта, и где «руководящую роль» играла делегация мусульман Советского Союза, отклонила этот вопрос, так как «он был направлен на срыв конгресса», и выразила поддержку политике Ибн Сауда. В целом, по оценке, замначальника Восточного отдела ОГПУ Волленберга, «делегация сов. мусульман свою миссию выполнила вполне удовлетворительно».
Кроме этого СССР предпринял ряд дипломатических шагов в соседних с Саудовской Аравией странах, в первую очередь в Иране. Так, глава советской дипломатии, наркоминдел Г. В. Чичерин писал в этой связи Хакимову: «К настоящему времени нам удалось добиться в Персии некоторого перелома в антиваххабитской кампании. Успешное проведение контркампании, направленной к тому, чтобы ослабить антиваххабитские настроения, облегчилось тем, что Реза-шах заинтересован в ослаблении клерикалов, которые пытаются нажить себе на «ваххабитских зверствах» политический капитал». (Цит. По В. Наумкин. Аравия в конце 20-х годов: успехи централизаторской миссии Ибн Сауда. С.36-37)
Своего пика отношения обеих стран в 20-30 годы достигли во время официального визита наследного принца Саудовской Аравии Фейсала в СССР, состоявшегося в мае 1932 года. Кроме дипломатической поддержки Советский Союз оказал молодому саудовскому государству материальную и техническую помощь, осуществлял поставки товаров первой необходимости, в том числе муки и бензина. Тем не менее, практичный ибн Сауд не спешил исполнять роль «красного халифа» и воевать против Англии за счастье трудового народа. Поэтому акценты Коминтерна и внешней политики СССР в арабских странах сместились на содействие зарождавшимся в то время арабским коммунистическим партиям, а предпочтение было отдано организации восстаний, в ходе которых должна была возникнуть «единая Всеарабская рабоче-крестьянская федерация» от Марокко до Ирака.
Ставка на ваххабизм, как на движущую силу антиколониальной борьбы, с точки зрения советского руководства, себя не оправдала, а после того, как стало ясно, что в Европе не миновать новой полномасштабной войны, более актуальной темой стала не борьба с Англией, а переговорный процесс и создание системы коллективной европейской безопасности. Приоритеты внешней политики СССР поменялись, и его дипломатическое присутствие на Ближнем Востоке было в значительной степени свернуто.
Советское дипломатическое представительство в Саудовской Аравии было закрыто в ноябре 1938 года, а его сотрудники выехали на родину. Карим Хакимов, настаивавший на продолжении реализации плана «красного халифата», был репрессирован и расстрелян еще до прекращения работы советской дипмиссии в Саудии – в январе 1938 года. Следующим ближневосточным проектом Сталина стало создание государства Израиль, но это уже совсем другая история.