Конфликт между Духовным центром мусульман Ингушетии и главой Республики Юнус-Беком Евкуровым имел все шансы остаться местечковым событием, учитывая уже привычный для многих шлейф конфронтационности, который давно тянется за ДЦМ Ингушетии и его руководителем – Исой хаджи Хамхоевым. Передряги с участием ингушского муфтия не смаковали разве что ленивые, да те социально ответственные журналисты, кто из принципа не желал углубляться в дискредитирующие мусульман околорелигиозные и клановые конфликты, выносить сор из традиционно добротной, прочной ингушской избы.
Однако этот внутриингушский конфликт все же отозвался в мусульманской среде тем резонансом, на который при ином раскладе он не мог бы рассчитывать никоим образом. Виной тому – заявление муфтия Хамхоева об отлучении Евкурова от мусульманской общины. Согласно исламу, мусульманин неотделим от общины Пророка: ему предписаны коллективные намазы, посещение проповедей, участие в решении общих с уммой вопросов (фард аль-кифая). Поэтому формулировка «отлучить от мусульманской общины» по сути означает отлучение от ислама – а такфир, как известно из хадисов, крайне опасен для уммы, для духовного единства мусульман. Гибелен он и для души самого источника обвинения мусульманина в неверии.
И еще один принципиальный момент: обвинение выдвинуто против главы (амира) мусульманской республики – кстати, не самого спокойного в религиозном отношении региона России. И дело не только в том, что Юнус-Бек Евкуров – Герой России, политик, прошедший огонь и воду, не растеряв тот беспрецедентный кредит доверия, который он получил от высшего руководства страны. Евкуров – один из немногих мусульманских лидеров России, который, благодаря своим духовно-нравственным, морально-волевым, человеческим и профессиональным качествам, пользуется авторитетом и доверием не только в Ингушетии, но и у российской уммы в целом. Поэтому скандальная новость об отлучении его от мусульманской общины была воспринята, что называется, со всем недоуменным и праведным гневом, при этом так и оставшись, по сути, известием об инциденте внутриреспубликанского масштаба. Логическим ответом на «анафему» муфтия Хамхоева стало довольно пространное богословское заключение Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации за подписью Ученого секретаря Совета улемов ДУМ РФ и СМР, председателя ДУМ Москвы Ильдара Аляутдинова:
– Отрешение от мусульманской общины с точки зрения Ислама есть ничто иное, как вынесение такфира. Такфир — высказанное решение о человеке, согласно которому его называют неверующим, безбожником (по-арабски — кяфир). Эта материя достаточно тонкая и непростая, ведь, называя другого кяфиром, человек берет на себя огромную ответственность. Обвинение является очень серьезным и опасным поступком: если обвиняющий ошибается и обвиняемый таковым не является, тогда грех ложится на первого и именно он становится кяфиром. Ученые четырех правовых школ (ханафитской, шафиитской, ханбалитской и маликитской) единогласно запрещали такфир.
Лишь Всевышний вправе определять, кто верующий или неверующий. Однако существуют некоторые признаки, действия, слова, которые явно свидетельствуют об отрицании Всевышнего либо непоколебимых устоев Ислама и служат причиной тому, что человек выходит из религии. Так, в куфр (неверие) ввергает человека словесное или проявленное в поведении отрицание какого-либо из пяти столпов ислама (свидетельство веры в Единого Бога и в пророческую миссию Мухаммада, мир ему; намаз; пост в месяц Рамадан; закят; хадж) или какого-либо из шести столпов имана (вера во Всевышнего, в Его ангелов, в Священные Писания, пророков и посланников, в Судный День и в предопределение).
В Священном Коране понятиям веры и неверия уделяется серьезное внимание, между ними проводится четкая грань. В 94-м аяте суры «ан-Ниса» Всевышний Аллах говорит следующее: «И ни в коем случае не говорите поприветствовавшему вас миром: «Ты не являешься верующим», стремясь тем самым заполучить что-то мирское. А ведь у Аллаха уготовано намного большее. Ведь вы были таковыми ранее, и Всевышний помиловал вас. Будьте же внимательны. Воистину, и нет сомнений, Аллах в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (Св. Коран, 4:94).
Великий сподвижник и толкователь Корана Ибн ‘Аббас так прокомментировал этот аят: «Всевышний Аллах запретил говорить «ты неверующий!» тому, кто свидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, как и запретил им мертвечину!» То есть обвинять кого-либо в неверии недозволительно, это равносильно употреблению мертвечины или свинины.
Так можно ли принимать подобные решения о вероотступничестве, да еще и в священный месяц Рамадан? Месяц Рамадан является священным и одним из четырех запретных месяцев, когда все благодеяния верующего особо значимы перед Богом, а любые прегрешения становятся тяжелее по степени греховности, и спрос за них будет строже. Запретным месяц Рамадан называется потому, что в это время запрещены военные конфликты, кровопролитие, а также сеяние смуты.
Подобные заявления об отрешении тех или иных людей или организаций от мусульманской общины, с одной стороны, вносят серьезный раскол в мусульманское сообщество. С другой — человек, стоящий во главе власти, имеет особый статус, народ обязан проявлять покорность своему главе и следовать за ним до тех пор, пока тот не совершит явного ослушания Всевышнего. В своей прощальной проповеди Пророк (мир ему) наказал: «О люди, поистине, не будет пророка после меня и не будет общины после вас, так поклоняйтесь вашему Господу, совершайте пять молитв, соблюдайте обязательный пост, выплачивайте закят с вашего имущества по своей воле, совершайте хадж к Дому Господа, подчиняйтесь вашим [законным] правителям, и вы войдете в Рай».
Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Слушайте (своего правителя) и повинуйтесь (ему), даже если поставят над вами эфиопского раба…». Пророку (мир ему) принадлежат и такие слова: «Кто увидит от своего правителя то, что ему не понравится, пусть проявляет терпение, ибо, поистине, любой, кто откололся от общины (мусульман) хотя бы на пядь, умрет подобно тому, как умирали во времена джахилийи (невежества)!»
Важно уметь вести диалог с руководителем, о чем свидетельствует история пророка Мусы (Моисея) и его брата Харуна, отправившихся к фараону по велению Господа, Который наставлял их говорить с правителем в мягкой манере: «[А теперь] ты [Моисей] вместе с братом [Харуном], имея при себе Божественные знамения, отправляйся и не уставай помнить (вспоминать) обо Мне [не ослабевай, реализуя возложенную на твои плечи миссию. Я с вами, если вы со Мною, не забываете обо Мне]. Идите к фараону, перешедшему уже все границы, [но] говорите с ним очень вежливо (деликатно), возможно, он призадумается [переосмыслит свои идеалы и ценности] или устрашится [Божьей кары, понимая, что он не вечен на этой земле]» (Св. Коран, 20:42–44).
Затрагивая тему того, что Юнус-бек Баматгиреевич Евкуров называет ДЦМ РИ оппозиционной общественной организацией (когда официальная структура – Управление по делам религии), но при этом не предпринимает никаких попыток этот «орган» упразднить, можно сделать выводы о нежелании вносить раскол в своем народе. Это подчеркивает его политическую дальнозоркость. С точки зрения шариата ДЦМ РИ должна подчиниться руководителю субъекта, отбросив амбиции.
Отвечая на вытекающий логически вопрос о легитимности Исы-хаджи Хамхоева, она вызывает сомнения. Ведь если сам глава Ингушетии не признает его, в таком случае ДЦМ РИ выступает оппозиционной структурой и вносит разлад в общество, что с точки зрения ислама недопустимо.
В священный месяц Рамадан нужно призывать людей на правильный и праведный путь, поскольку это богоугодное дело. Следует сторониться вынесения решений о вероотступничестве и неверии того или иного человека.
В современных реалиях, к сожалению, существуют опасные и разрушительные течения, идеология которых построена как раз на такфире, обвинении верующих заблудшими, и на своей исключительности в вопросе правильности соблюдения религии. И наконец, не следует смешивать религию с политическими процессами: не подобает использовать то, что свято и дано для других целей, в качестве рычага в неких механизмах, где присутствуют личные, клановые и иные интересы.