Наверное, не все еще забыли про дагестанские сёла Чабанмахи и Карамахи, которые в 1999 году «прославились» тем, что их руководители поставили при въезде таблички: «здесь не действуют законы России, здесь действуют законы шариата». Их единомышленники с территории оккупированной бандитами разных стран Чечни решили распространить суверенитет этих сёл на весь Дагестан, насадить и там клерикальную диктатуру в форме бандитского псевдоисламского государства. Фактически, это был первый опыт создания псевдохалифата еще до создания спецслужбами ряда стран оргструктуры с названием ИГИЛ (запрещенной в РФ). И мы помним, что только решительное вмешательство на тот момент Председателя Правительства России, ставшего Президентом России, В. В. Путина и героизм дагестанских мусульман помогли предотвратить самое страшное.
И вот история начинает повторяться, но со своей особой спецификой. В казалось бы спокойной, уютной, мирной, доброжелательной Ингушетии последовали призывы к противостоянию между верующими и властью. И инициаторами стали не пресловутые «ваххабиты», а представители одного из суфийских течений Ингушетии, то есть, «традиционного ислама».
Мусульманский центр Ингушетии, объединяющий основную часть имамов, идентифицирующих себя с суфизмом, и возглавляемый муфтием Исой Хамхоевым, де-факто объявил такфир Юнусбеку хаджи Евкурову и обязал мусульман Республики не участвовать с ним в публичных делах, то есть призвал препятствовать публичной деятельности Главы Республики, которого назначил отнюдь не религиозный центр, а Президент России, Глава светского государства, в соответствии с Конституцией РФ. В этом-то и состоит самая главная опасность этой беспрецедентной для нашей страны акции! Предводители значительной части мусульманской общины Ингушетии де-факто пошли по пути «Чабанмахи».
Такфир, как правило, может быть объявлен только в случае осознанного отвержения человеком исламского вероучения в целом или любой его части, норм Корана и достоверной Сунны. Но в заявлении Мусульманского центра Ингушетии о каких-либо вероучительных отступлениях от ислама речи не идет. Нарушением со стороны Юнусбека-хаджи объявлен вопрос о предоставлении либо непредоставлении земельного участка отдельным религиозным служителям. Такой вопрос должен решаться в рабочем порядке по закону и в принципе не может быть основанием для обвинений в такфире!
Удивительно, что почти все российские муфтии промолчали по поводу данной конфликтной ситуации. Только Председатель ДУМ РФ муфтий Равиль хазрат Гайнутдин по-братски встретил Героя России, Главу Ингушетии, мусульманина Юнусбека хаджи Евкурова в Шатре Рамадана, чем показал полную незначимость для своего центра заявления Исы Хамхоева. Недавно муфтий Москвы в составе ДУМРФ Ильдар хазрат Аляутдинов сделал заявление, в котором в целом осудил деяние ингушских коллег, но, к сожалению, не затронул канонических правил принятия подобных решений.
Если имамы имеют некое серьезное обвинение против мусульманина, которое ставит под вопрос его пребывание в исламе, он должен быть приглашен на богословский совет (в мусульманской стране – шариатский суд), который должен сформулировать обвинения. А мусульманин имеет возможность ответить на все обвинения, защищать свою позицию, выдвигать свои аргументы. Если в результате выяснения позиций будет объективно установлено, что этот мусульманин действительно имеет еретические заблуждения, несовместимые с исламом, то ему должно быть предложено раскаяться в этих заблуждениях и отказаться от них. И только если человек решит упорствовать в своих заблуждениях и оставаться в них далее, тогда только может быть объявлено, что на основании осознанного отвержения обязательных норм, установленным Аллахом, этот человек не вправе именовать себя мусульманином.
Не надо иметь глубокого богословского образования, чтобы знать этот порядок. Был ли он соблюден Мусульманским центром Ингушетии? Глава Республики рядом, он доступен для всех граждан и в любой момент может дать свои разъяснения по любой ситуации. – Но нет, даже намеков на подобное объективное и беспристрастное рассмотрение вопроса по существу в заявлении Мусульманского центра мы не видим. А значит, рассмотрения вопроса в таком порядке, которого требует ислам, не было, и это решение не имеет ничего общего с шариатом, с традициями ислама.
Таким образом, налицо два факта:
(…) не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь».
Если продолжать дальше двигаться по пути нарушения закона, то опыт соседней республики наглядно показывает, к чему это может привести.
К сожалению, приходится также констатировать, что за не вполне образованными имамами стоит реальная политическая оппозиция Юнусбеку Евкурову и использует этих имамов и муфтия как представителя одного из влиятельных ингушских тейпов в своей борьбе за власть в республике. Если в рамках политической деятельности критика власти и желание ее обновить – вполне обычное дело, то вовлечение в него религии – это очень опасный путь, тем более что религиозных деятелей эта оппозиция толкает на прямое нарушение российского законодательства.