Папство как политический проект

Февраль 06 2023,19:30

Папы римские всегда были и остаются до сих пор не только главами католической церкви, но и политическими фигурами, которые претендуют на власть и не только над своей паствой.

Сейчас, в эпоху национальных государств и сосуществования различных христианских деноминаций Папство заявляет исключительно о духовной власти. Однако в Средние века Папы претендовали и на власть мирскую, объявляя, что их «Святой престол» выше любого королевского трона, и следовательно, все мирские владыки должны подчиняться им. Появился даже термин «папацезаризм», обозначающий сосредоточение как духовной, так и светской власти в руках римских Пап.

Освободившись в середине 8 века от контроля со стороны византийских императоров Папы, опираясь, прежде всего на королей франков обрели свое государство – Папскую область. А после ослабления их власти и раздела Франкской империи и вовсе стали независимыми мирскими владыками под предлогом обеспечения идеи христианского универсализма, единственным представителем которого оставалось Папство.

Германские императоры, сменившие франков в деле поддержки Папства, пытались подчинить себе этот институт, но Папы противостояли их нажиму, что даже выразилось в отлучении императора Генриха IV от церкви.

Одной из попыток утвердить превосходство церковной власти над властью светской стало и объявление крестовых походов на соборе в Клермоне в ноябре 1095 года. По замыслу Папы, все их участники должны были принять обет «освобождения Святой земли от неверных (мусульман)» в обмен на полное прощение их грехов главой Католической церкви.

Этим Папство оказывало огромную услугу европейским королям, которые страдали от сепаратизма рыцарского сословия, которому постоянно не хватало земли и крестьян и которое вело непрерывную борьбу с королями, в надежде сделать главой того или иного государства того, кто пообещает им все больше и больше феодальных привилегий.

Кроме этого Папство занялось формированием своей собственной армии – военно-монашеских орденов, члены которых, отрекаясь от всего мирского, принимали на себя упомянутый выше обет постоянной «защиты Святой земли от неверных» и вооруженного служения Папе в обмен на его покровительство и экстерриториальный статус.

Крестовые походы в западной историографии и культуре подаются как романтичное событие, полное приключений благородных рыцарей, которые посвящали подвиги своим «дамам сердца». Для мусульман это была настоящая агрессивная война на уничтожение, во время которой погибло не менее 4 миллионов их единоверцев.

Ватикан устами Григория VII выдвинул идею о мировой империи, управляемой римскими Папами. По поручению Пап представители военно-монашеского ордена тамплиеров занялись торговыми и ростовщическими операциями, обеспечивая циркуляцию огромных денежных сумм с Востока на Запад и обратно, и создав финансовый фундамент «Святого престола».

Таким образом по мере укрепления своей власти Папство продемонстрировало свой экспансионистский характер и способность идеологически объединить европейцев для «натиска на Восток» (нем. Drang nach Osten). Причем Восток здесь понимался в самом общем плане, что подтверждают действия военно-монашеских орденов тевтонцев, ливонцев и меченосцев в Прибалтике, покорение славян и попытки их продвижения на территорию Новгородского княжества, пресеченные Александром Невским.

Уже в Новое время Папство подвело идеологическое обоснование под современный колониализм, обеспечив идеологией конкистадоров, направлявшихся в Южную Америку. Ватикан выступило активным организатором «Священной лиги» – коалиций католических государств, существовавшей в 1495, 1511, 1538 годах, в период с 1571 по 1573 годы, в 1684-1699, и в 1717 годах и направленной в основном против Османской империи.

В начале Второй мировой войны Папство занимало уклончивую позицию, отказываясь осудить репрессии нацистов против мирного населения и их антисемитизм, хотя и то и другое прямо противоречило религиозным постулатам. Нацисты со своей стороны, хотя и ограничивали деятельность церкви в Германии, не устраивали масштабных гонений на религию, а в армии продолжал функционировать институт военного католического духовенства.

Советские и польские историки указывают, что Германия осуществляя новый «натиск на Восток», вдохновлялась средневековой идеологией впервые сформулированной тевтонцами, меченосцами и ливонцами в Средние века. Некоторые конспирологи пошли еще дальше и заявляют, что за Германией стояли «старые» европейские элиты, ее древние аристократические роды, которые представляли собой своего рода «глубинное государство», якобы вдохновлявшееся примером средневековых крестовых походов.

В послевоенные годы Ватикан твердо стоял на антисоветских позициях и поддерживало политический курс Запада, направленный против СССР. Таким образом Папство продемонстрировало в исторической ретроспективе, что оно является не только духовной корпорацией, но и политическим проектом, который ставит перед собой вполне конкретные цели по усилению своего влияния и не только в Европе, но и в других регионах мира, ведь как любил повторять управлявший в течение многих лет банком Ватикана архиепископ Пол Марцинкус: «Одной молитвой церковь не построишь».


Нет отзывов
Расскажите друзьям: