Коран: шедевр исламского искусства

Коран

Декабрь 07 2022,18:30
Коран

Вне всякого сомнения, ученый Исмаил Раджи ал-Фаруки (1921–1986) заслуживает похвалы за то, что он взглянул на Коран как первое и наиболее возвышенное выражение исламского искусства. Воззрения ал-Фаруки замечательно проясняет следующее утверждение ученого: «Священный Коран воистину является искусством <…> Более того, не существует никакой вещи, которая бы в большей степени заслуживала такой характеристики».

Риторы обращали внимание на художественные особенности Корана, проявление которых можно увидеть, например, в том, что со временем стали именовать «риторическим чудом» (т. е. речевой несравненностью, неповторимостью) Корана. Именно в свете этого обстоятельства ал-Фаруки считал Коран «первым и наиболее изысканным примером художественной выразительности» и называл его «первым произведением искусства в исламе».

Примечательно, что ал-Фаруки рассматривал Коран не только как основной источник исламской эстетической мысли. Он также видел в нем первое и наиболее значительное произведение исламского искусства. Будучи таковым, Коран в течение веков продолжал оказывать наиболее сильное эстетическое воздействие на каждого мусульманина. Выражаясь словами ал-Фаруки, «в мире нет ни одного мусульманина (или мусульманки), который (или которая) не был бы тронут до глубины души ритмом, композицией и красноречием Корана. На земле нет ни единого мусульманина, внутреннее естество которого не отмечено следом красоты Корана и не изменено ею».

Из вышесказанного следует, что и на идейном, и на эстетическом уровне Коран следует рассматривать в качестве «образца всех проявлений исламского искусства». Фактически он стал основой большинства видов исламского искусства, в особенности арабской каллиграфии, которая, рассмотренная через призму ее сильной связи с Кораном, оказывается «изысканным видом искусства, способствующим осознанию трансцендентного» в форме физически прекрасной вещи. Таким образом, Коран является формой исламского искусства, которая ясно выражает «ощущение трансцендентной Божественной реальности».

Идхам Ханаш

Из книги «Теория исламского искусства» .


Нет отзывов
Расскажите друзьям: