Экстремизм, традиционные ценности и противостояние Западу – как прошло заседание клуба «Валдай» в Казани

Ноябрь 25 2022, 10:30

Религиозное многоголосие и национальное единство обсуждают участники Международного дискуссионного клуба «Валдай», который стартовал в Казани. На одной площадке в столице Татарстана собрались религиозные деятели, представители научного сообщества и правительственных структур, общественники и молодые исследователи. По словам модератора пленарного заседания «Роль религий в формировании ценностной основы общества и укреплении единства государства», председателя Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрея Быстрицкого, завяленная тема важна и существенна, поскольку сегодня мы живём в непростое время, которое требует внимательного отношения к умению договариваться и укреплению механизмов поддерживания единства при нашем разнообразии.

«Богатое этническое и религиозное многообразие – один из фундаментов российского общества»

По мнению руководителя Аппарата президента Татарстана Асгата Сафарова, то, что заседание клуба «Валдай» проходит в год празднования на государственном уровне 1100-летия принятия ислама народов Волжской Булгарии, глубоко символично. Ведь это судьбоносное решение в 922 году во многом предопределило формирование уникальной цивилизации, соединившей в себе традиции Запада и Востока. Сегодня же Российская Федерация переживает один из решительных этапов своего развития – в условиях давления на первый план выходят задачи укрепления межнационального и межрелигиозного мира и согласия.

«Богатое этническое и религиозное многообразие, опора на традиционные ценности – это и есть фундаментальные основы нашего общества, важнейшие преимущества страны, позволяющие нам сохранить единство российского народа, суверенное государство и открытость для окружающего мира. Патриотизм, любовь к Родине, отвага, сплочённость, гуманизм, стремление к справедливости, историческая память – вот те традиционные высокие нравственные ориентиры, которые присуще нашему народу и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности, единого культурного пространства страны», – подчеркнул Сафаров.

В своём выступлении он напомнил собравшимся о подписанном 9 ноября 2022 года Президентом страны Владимиром Путиным Указе об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Этот закон, по мнению спикера, закладывает фундаментальные идеи о роли религии в формировании традиционных ценностей, являющихся неотъемлемой частью российского исторического духовного наследия. В частности, говорится, что сохранение и укрепление традиционных ценностей способствует сбережению и приумножению народа России, поддержания мира и согласия в стране, достижении национальных целей развития. В этом направлении Республика Татарстан уделяет особое значение сохранению межнационального и межрелигиозного мира, заботливо храня и преумножая традиционные ценности, культурную идентичность, возрождая искренние национальные традиции, тем самым укрепляя единство российского народа и российское государство.

В свою очередь президент Татарстана Рустам Минниханов, обратившись к участникам встречи с видеоприветствием, напомнил, что 2023 год в Татарстане объявлен Годом национальных традиций и культур, и выразил надежду, что авторитетное мнение и ценные советы, которые прозвучат на форуме, будут полезны всему российскому обществу.

«Республика Татарстан, как неотъемлемая часть большой многонациональной России, уделяет серьёзное внимание вопросам сохранения традиционных ценностей», – подчеркнул Минниханов.

Традиционные религии на страже духовно-нравственных ценностей

К Указу об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей обратился и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, подчеркнув, что в его тексте ислам упоминается как неотъемлемая часть российского исторического и духовного наследия. Таким образом, на государственном уровне признается, что традиционные ценности ислама играют важную роль в консолидации российского общества.

«Мы живём в многонациональной и многоконфессиональной стране. Каждая нация имеет свои традиции и культуру. Но ценности, которые несут в себе традиционные религии, – общие для всех народов. Религии единобожия учат своих последователей нравственности и тому, что все люди независимо от нации, имеют одного общего предка», – подчеркнул Самигуллин, также отметив важность неразрывной связи современных россиян со своими предками. Ведь только при условии крепкой связи между поколениями, которые много веков живут на одной земле, соблюдают семейные, национальные и религиозные традиции, у человека возникает целый спектр чувств по отношению к своей Родине, в том числе и ответственность за её судьбу.

В своём выступлении Камиль Самигуллин сделал особый акцент на то, что традиции народов России имеют общие корни и все воспевают целомудрие, скромность, благонравие. Яркий тому пример – традиция ношения платка, покрытия головы, которая свойственна не только исламу, но и христианству и иудаизму. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к архиву, поднять старые фотографии, да даже просто взглянуть на православные иконы.

Также татарстанский муфтий подчеркнул роль мусульманских религиозных деятелей и мечетей в повышении уровня духовности, культуры, нравственности, образованности и солидарности общества. Ведь именно имамы с минбаров призывают к вере, к соблюдению законов Всевышнего, к сохранению непреходящих общечеловеческих ценностей, ведут идеологическую борьбу против принципов вседозволенности и моральной распущенности в обществе, которые стали популяризироваться в последнее время. Мечеть в этом процессе играет важную роль в повышении уровня духовности культуры, нравственности образованности и солидарности общества.

В свою очередь именно отечественное мусульманское богословское наследие является оплотом идей добрососедства и терпимости. В связи с этим Самигуллин вспомнил поступок муфтия ЦДУМ Габдрахмана Расулева, который в 1942 год издал фетву с призывом к единодушной борьбе с фашизмом и отдал личные средства на строительство танковой колонны.

«Советские мусульмане последовали призыву и пошли на фронт защищать общую Родину. Мусульмане в зоне СВО тоже должны знать, за что они ушли – защищать свою родину, на которой свободно живут и исповедуют религию их единоверцы», – подытожил муфтий.

О крепкой связи Руси с мусульманским миром сказал Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, отметив, что крещение Руси возвысило страну и в глазах мусульманского Востока, признававшего в её лице новую народность, приобщённую к вере в единого Бога. По словам Митрополита, мир ислама был для Руси не чужд, поскольку его исповедовали ближайшие соседи, и прежде всего, Волжская Булгария. Такое соседство и стало одним из фундаментов для возникновения многонациональной и многорелигиозной России.

«Любовь к Отечеству, стремление к миру и согласию, уважение к истории и памяти предков, их культурному наследию, общие традиционные семейные ценности, трудолюбие, бескорыстность, стремление к благому – все эти качества и поныне характерны для многонационального российского народа. А ведь сформировались эти традиции при участии традиционных российских конфессий», – завершил своё выступление Митрополит Казанский и Татарстанский.

Первый президента Татарстана, Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, отвечая на вопрос о том, как в республике удалось добиться межэтнического и межрелигиозного согласия, вспомнил выступление Владимира Путина на итоговой пленарной сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай». В частности, то выступление касалось не только вопросов внешней политики, но и внутренних проблем государства.

«Президент страны особое внимание тогда уделил необходимости единства конфессий, отсюда и единство народов многонациональной и многоконфессиональной России. И на этой основе нужно взяться за возрождение духовности в обществе. Это можно сделать только через конкретные дела», – сказал Шаймиев.

Рассказывая об опыте Татарстана в межнациональной сфере, Минтимер Шаймиев поделился итогами 12-летней работы Республиканского Фонда «Возрождение» в области сохранения исторического наследия республики, которая сопровождается возрождением духовности. Конечно, религия сегодня отделена от государства, но это не отделяет её от общества. Именно поэтому мирное сосуществование религий является одной из основных ценностей республики. С этим, по мнению Шаймиева, связано и постоянное внимание руководства республики к этим проблемам. Так, к примеру, в период с 1986 года количество мечетей достигло 1500, а православных церквей – 500 (против 18 мечетей и 15 храмов в 1986 году).

Также Государственный советник РТ сообщил, что в 90-е годы в республике, помимо возвращения верующим исторических мусульманских и православных культовых сооружений, одними из первых в России вернули еврейской общине здание синагоги. Также по просьбам верующих построили новое здание католической церкви, была восстановлена и староверческая церковь.

«Основой нашей политики является соблюдение баланса культур и конфессий, что помогает нам на этой основе двигаться вперёд и развиваться. К примеру, мы возродили историческую мечеть Кул Шариф и восстановили Благовещенский собор на территории Казанского Кремля, и всё это одним Указом Президента республики. В то время был создан единый фонд по возрождению этих объектов, которому активно помогали все татарстанцы. В 2010 году был создан Республиканский Фонд «Возрождение», который одновременно взялся за восстановление выдающихся объектов исламской архитектуры в древнем Болгаре и православных монастырей на острове-граде Свияжске.

Также на основе Указа президента республики Рустама Минниханова построена Болгарская исламская академия и воссоздан Собор Казанской иконы Божией матери. Как видите, у нас такое правило: все решения по восстановлению исторического наследия ислама и православия принимаются одновременно. Главное, люди понимают, поддерживают эти проекты, это им нравится, эти дела объединяют нас. Единство – это межнациональное и межконфессиональное взаимопонимание. Сейчас пришло время, надо взяться за конкретные дела в этом направлении, для этого есть все возможности», – подытожил Шаймиев.

Религиозное многоголосие и национальное единство

После завершения пленарного заседания, дискуссии продолжились по секциям. Так, профессор политологии Каирского университета, член Египетского совета по международным делам Нурхан Эль-Шейх уверена, что многообразие есть сущность человека. Главное здесь – выработать механизмы того, как работать с этими отличиями по жизни, и больше внимания уделять тому, что у нас есть общего.

«Мы можем и должны использовать наши отличия как силу, а не для того, чтобы порождать рознь и конфликты. В основе этой работы находятся два столпа. Во-первых, речь идёт о понимании и принятии культуры друг друга. Во-вторых, речь идёт и об экономической основе, ведь именно в бедности процветают экстремистские наклонности. Мы вместе должны сотрудничать, чтобы развивать наше экономические стандарты и повышать уровень благосостояния общества», – подчеркнула Эль-Шейх.

Слова эксперта поддержал и заместитель директора Института философии, политологии и права им А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана Рустам Хайдаров, который более детально внимание уделил противостоянию России и коллективного Запада. По словам Хайдарова, сегодняшняя Россия выступает за равный диалог и сотрудничество между всеми странами международного сообщества с учётом культурного, религиозного и этнического многообразия, различных политических практик и разного уровня экономического развития.

«Именно Россия выступает гарантом сохранения мира и стабильности в Евразии. Одним из факторов, внесших вклад в дело обеспечения национального единства в российском обществе, является мирное сосуществование и союз православия и ислама как двух наиболее распространённых религий в России. Это мирное сосуществование стало возможным благодаря общности многих духовных ценностей, подходов к жизни в этих религиях. Идентичные ценности служат своеобразным мостом для диалога между религиями и культурами. Более того, ислам, представленный в России в основном ханафитским мазхабом, является важным элементом евразийства, которое является мировоззренческой основой российской стратегии глобального цивилизационного развития», – пояснил спикер. При этом Рустам Хайдров выразил уверенность, что Россия, имеющая позитивный опыт диалога религий, выстроила оптимальную модель межрелигиозного и межкультурного согласия и взаимодействия в российском обществе, который с успехом можно использовать в реализации своей новой восточной политики в регионах мира с мусульманским населением.

Завершил дискуссию Мухаммад Бешари, заместитель председателя международного союза укрепления мира в исламских сообществах, ещё раз напомнив о том, что сегодня язык взаимопонимания полон гегемонии, диктата, слов принуждения взамен взаимных основ, которые позволят выработать положительный язык диалога, использовать положительный опыт взаимоотношений и получать опыт от сотрудничества. Он уверен, что принцип навязывания мнения силой, внедрение своих цивилизационных установок – это уход от взаимопонимания, уничтожение чувства свободы. И сегодня общество должно поставить перед собой вопрос: «Как нам возвысить сущность настоящих общечеловеческих ценностей, которые возвышают человека над остальными творениями Всевышнего?» Здесь важно помнить о том, что общей основой традиционных религий являются три принципа – святость жизни, священность семьи и священность Родины.

Нет отзывов
Расскажите друзьям: