В Казани мусульманская интеллигенция обсудила актуальные проблемы российской уммы

Октябрь 05 2022,23:30

Органы медиации у мусульман, опыт психологов для дерадикализации и критика «традиционного ислама» – чем запомнится форум «Ислам в мультикультурном мире»?

Вот уже на протяжении последних 12 лет Казань в стенах Казанского университета собирает ведущих исламоведов, этнографов, историков, исследователей, представителей мусульманской общественности России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Главная цель таких ежегодных встреч – обозначить круг актуальных для мусульманской мировой общественности вызовов и найти на них наиболее эффективные ответы, а также укрепить многолетние тесные взаимоотношения между Россией и исламским миром.

Традиционно форум проходит на протяжении нескольких дней и затрагивает такие темы, профилактика радикальных идей в регионах РФ; социально-политическая динамика Ближнего Востока и Северной Африки в условиях слома глобального миропорядка; взаимодействие ислама и психологии; актуальные проблемы тюркологии; роль исламского фактора в политике обеспечения международной и региональной безопасности; перспективы экономического сотрудничества между Россией и странами исламского мира; идеологические и прикладные аспекты профилактики религиозного экстремизма в мусульманских организациях, объединениях и в некоммерческом секторе.

К кому обращаются мусульмане, чтобы решить спор?

В рамках одной из секций, в которой принял участие известный российский адвокат Руслан Нагиев, состоялась презентация монографии «Религиозные суды, арбитражи и органы медиации в постсекулярную эпоху», автором которой стал заместитель директора Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Ильшат Мухаметзарипов. В своей работе Мухаметзарипов попытался раскрыть особенности религиозной нормативной системы, её взаимодействие с обычаями и государственным правом в современных реалиях. Особый интерес вызывают приведённые в тексте исследования мусульманские институты урегулирования конфликтов, представленные в Татарстане. Так, к инструментам решения споров в мусульманском обществе относятся казыят, мусульманские арбитры (мухаккимы) и медиаторы. Кроме решения брачно-семейных вопросов, наиболее популярны, по словам автора, вопросы относительно наследования имущества.

«Сама процедура разрешения споров достаточно формализирована: ведётся протокол, запись обратившихся, фиксируется информация о вынесенном судьёй решении», – пояснил Мухаметзарипов.

В целом же, помимо казыята, подобные институты медиации существуют при Ассоциации предпринимателей-мусульман РФ, РЦЭИФ. В подобных организациях действуют собственные мусульманские «арбитры», имеющие религиозное образование (порой, даже обладающие учёной степенью), обширный опыт предпринимательской деятельности, обладают навыками медиации. Такие специалисты занимаются в основном решением споров с предпринимателями.

Делясь результатами своего исследования, Мухаметзарипов заметил, что мусульмане чаще христиан прибегают к помощи религиозного посредника для урегулирования конфликта в обыденной жизни. Среди основных тем для обращения – брак и развод, семейные отношения, раздел наследства, исполнение финансовых и иных обязательств, исполнение религиозных обрядов. Логично, что мусульмане выше оценивают эффективность деятельности и востребованности религиозных органов урегулирования конфликтов. При этом, если опираться на практику татарстанского муфтията, то местный казыят рассматривает порядка 500 обращений каждый год. В связи с этим интересно было бы каждый год выпускать своеобразный сборник судебных прецедентов казыята и рассмотреть возможность взаимопризнания решений казятов на территории России.

«Есть радикальная среда, а есть среда радикализации»

По мнению директора Центра исламоведческих исследований Рината Патеева, когда мы пытаемся найди первопричины радикальных поступков, важно помнить, что процесс радикализации первичен. Если внутри семьи обстановка комфортная, нет проблем с родными и близкими, то шанс того, что человек собьётся с пути минимален. А на противоправные поступки толкает именно радикальное мировоззрение. И это намного серьёзней, чем просто идеология.

Один из возможных вариантов профилактики здесь, по мнению эксперта, – работа со всеми сферами общества, особенно с духовенством. Это связано с тем, что существует проблема на богословском глубинном уровне.

«Иногда переубеждать в чём-то человека уже поздно, и нужно начинать с ситуации, а не с самой личности. Такой подход позволяет выявить корни радикализации, чтобы работать с самой средой», – уверен Патеев.

Практическими советами по работе с радикализованными элементами поделилась Наталья Рехтина, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и правоведения ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления». По словам эксперта, крайне важно у специалистов развивать навыки общения, чтобы они могли устанавливать тесный контакт, умели слушать и задавать правильные вопросы.

Мусульмане Центральной Азии через записки путешественников и толмачей

Среди основных тем, которые поднимались в этом году экспертами из регионов России и зарубежных стран, в отдельную секцию были внесены работы, посвящённые взгляду мусульман и на мусульман Центральной Азии через мемуары, сохранившиеся записки и травелоги. Так, среди актуальных вопросов оказались роль ислама в культуре народов Средней Азии, особенности исламского наследия в русском Туркестане, место ислама в общественных отношениях кыргызов в трудах российских учёных.

По словам профессора Казахского национального университета им. Аль-Фараби Гульмиры Султангалиевой, уже в 30-х годах XVIII в. татарские муллы, толмачи и письмоводители, выполняя различные поручения региональной администрации и изучая социально-политический и культурный уклад жизни казахского народа, стали своеобразным связующим звеном между народов и имперской властью. Своей работой они обеспечивали плавную интеграцию Казахской степи в состав Российской империи.

«Системное изучение документальных материалов, освещающих деятельность татарских служащих в Казахской степи в это время, представляется важным для осмысления их многовекторной деятельности. Именно через их опыт, знания и действия можно глубже понять модели, конструкции и механизм политики Российской империи по отношению к степи в первой половине ХIХ в.», – отметила Султангалиева.

«Ислам иначе» – замена «традиционному исламу»?

Особый интерес участников секции «Работа с радикальной средой: идеологические и прикладные аспекты профилактики религиозного экстремизма в мусульманских организациях, объединениях и в некоммерческом секторе» вызвало выступление публициста, научного сотрудника Академии наук Татарстана, в прошлом первого заместителя муфтия республики Рустама Батрова. В этот раз он выступил с презентацией собственного проекта «Ислам иначе», который запустил несколько месяцев назад для тех, кто хочет увидеть «истинный ислам».

«На площадке #ислам_иначе не пересказываются общеизвестные банальности, которые вы легко найдете в других мусульманских пабликах. Мы актуализируем малоизвестные страницы исламского богословия. Мы показываем тот аутентичный ислам, который сегодня во многом подзабыт и утрачен», – так охарактеризовал проект сам Батров. По его словам, аудитория преимущественно женская, есть даже слушательницы из стран ближнего зарубежья и Европы. К удивлению Батрова, немалый интерес «Ислам иначе» вызвал и у мужчин.

Сам курс, как заявляет Рустам Батров, призван познакомить с интеллектуальной красотой и глубиной исламской традиции, малоизвестными страницами её богословской мысли, показать религию и культуру мусульман с необычного ракурса, который позволяет снять многие из противоречий, терзающих современных мусульман. Задача же проекта, как рассказал Батров, –сформировать целостное восприятие исламской традиции, увидеть и осознать фундаментальную значимость её человеческого начала, наряду с божественным.

При этом, презентуя свой проект широкой публике, Рустам Батров не просто поделился благодарными отзывами своих слушателей (преимущественно, женщин), но также поблагодарил современную систему исламского образования, которая «калечит людей и поставляет клиентов». Батров уверене, что сегодняшнее религиозное образование опирается на кадимистские методы, а «традиционный ислам» выпустил «джина из бутылки». Одновременно с этим спикер обратил внимание коллег на необходимость пересмотра трудов и высказываний авторов прошлого, поскольку их взгляды на конкретные аспекты религии сегодня могут оказаться экстремистскими.

Ильмира Гафиятуллина


Нет отзывов
Расскажите друзьям: