От прапорщика до муфтия с обетом Богу в детстве

Вугар Акперов

Август 13 2022,19:30
Вугар Акперов

Двадцать лет назад бывший прапорщик советской и российской армий Вугар Ибрагим оглы Акперов возглавил мусульманскую организацию города Чебаркуль Челябинской области. О своем пути в ислам и к руководству духовным управлением мусульман южноуральского региона муфтий Акперов рассказал в интервью нашему корреспонденту.

- Уважаемый Вугар-хазрат! Скажите пожалуйста, откуда Вы родом, когда впервые встали на намаз, где работали до того руководства религиозной организацией?

- Биссмиллях ир-Рахман ир-Рахим!

Родился я в октябре 1968 года неподалеку от Каспийского моря в селе Халадж Азербайжанской ССР в семье потомственных учителей, среди которых были основатели советской школы в Азербайджане. Оба деда воевали в Великую Отечественную войну. По отцу дед не вернулся с фронта, по матери – после войны преподавал в школе географию. Рос я в обычной советской семье, где религия была частью национальной культуры, поэтому, когда в детстве я заявил, что буду учиться намазу, родственники отнеслись к этому с недоумением.

Впервые я преклонил колени перед Всевышним Аллахом и обратился к Создателю с мольбой, когда учился в пятом классе. Тяжело заболела моя мама. Врачи не могли определить причину и помочь. От высокого давления она теряла сознание. Я сильно переживал. В один из дней встал в комнате на колени, поднял ладони к лицу и обратился к Всевышнему: «О Аллах! Прошу Тебя, исцели мою маму!».

- Если Ты дашь скорейшего исцеления маме, то, как только она встанет на ноги, я научусь намазу, а когда вырасту, построю мечеть, – говорил я в своем дуа.

Тогда, будучи ребенком, я не осознавал, что Всевышнему не ставят условий, это был мой обет от всей души.

Постепенно здоровье у матери улучшилось. Исполняя свой обет, я пошел к одному из дальних родственников, аксакалу, и попросил научить меня намазу. Он был одним из немногих, кто совершал пятикратную молитву, и он только обрадовался тому, что есть в его селе кому передать духовное наследие ислама. Это был конец 70-х годов, расцвет атеизма в СССР. Окружающие смотрели на меня как на не совсем нормального, особенно когда в школе донимал учителей вопросами: а кто управляет силами природы, а кто дает жизнь и т.д.

Успеваемость по всем предметам у меня была хорошей и отличной, и после школы я поступил на машиностроительный факультет Бакинского политехнического института. В те годы, конце 80-х, отсрочку от армии студентам не давали, и после первого курса мне пришла повестка в военкомат. Сначала была учебка в городе Бердичев на Украине, потом по распределению я попал в Центральную группу войск – в Чехословакию, город Миловице. Ближе к дембелю я решил остаться в армии. Во-первых, служба мне давалась легко, я чувствовал себя в «своей тарелке», во-вторых, мне понравилось в Чехословакии. Я написал родителям письмо с просьбой разрешить мне перейти на заочное отделение в институте и остаться в армии. Отец и мать дали свое благословение. Я окончил школу прапорщиков и проходил службу в должности командира технического взвода в танковом подразделении. Потом СССР распался, нашу часть вывели из ЧССР в Чебаркуль. Затем последовали события на Северном Кавказе, моих сослуживцев стали отправлять в Чечню.

- Вы тогда уже совершали пятикратный намаз?

- Да, может поэтому меня и не стали привлекать к командировкам на Кавказ. «Человек молится, мусульманин, что у него на уме?! Пусть лучше служит на Урале» – видимо решили в штабе.

В 90-е годы моя религиозная практика в армии волновала и моих родственников.

- Пока в отпуске на родине читай намаз, а в воинской части лучше не привлекай внимание. Где ты там в России халяль возьмешь? – говорили они.

Но потом, позже, наоборот, стали ставить в пример землякам: вон, Вугар, находясь в немусульманской стране, молится пять раз в день, а вы, проживая в мусульманской республике, на исламской земле, не читаете намаз, не держите ураза, не знаете об исламе ничего кроме шахады. Сегодня, альхамдулиллях, все мои родственники практикуют религию.

- С армии уволились по причине ухода в религиозную деятельность?

- Нет. Наша часть была расформирована. В командовании дивизии мои бывшие сослуживцы по Чехословакии предлагали мне хорошую должность. Они знали меня как хорошего специалиста с высшим техническим образованием, который всегда трезвый и всегда дома с семьей, если не на работе, и в любое время суток готов выехать на полигон. Но принять предложение вернуться в армию означало бы снять с той должности другого человека, поэтому я не согласился.

В гражданской жизни в Чебаркуле занимался предпринимательством, поддерживал отношения с местными мусульманами из татар и башкир. В 2002 году, прочитав объявление о проведении в городе собрания мусульман, пришел туда, не предполагая, что уйду из собрания руководителем местной общины. Незадолго до этого один из местных этнических мусульман, баллотируясь в депутаты, бросил клич о сборе средств на строительство мечети. Люди понесли ему пожертвования, но мечеть не была построена, деньги пропали. Народ был очень разочарован. Во время собрания один из участников взял слово и говорит: «Я покажу вам человека, достойного быть председателем мусульманской организации. Если выберете его, то мечеть в нашем городе будет построена». И показывает на меня. Я опешил: да вы что! Я не знаю ни татарского, ни башкирского, надо, чтобы председателем был местный, коренной мусульманин.

- Да, да, пусть Вугар будет председателем, – подхватили другие участники собрания.

Это собрание, как и моя служба в армии, как и вывод воинской части в Чебаркуль, и последующее строительство мечети, я уверен, было предопределением Всевышнего Аллаха, Его ответом на мое дуа-обет в детстве о строительстве мечети в отдаленном месте.

После собрания мы учредили новую мусульманскую организацию в составе «Ассоциации мечетей России», потому что местные мусульмане после первого неудачного сбора средств для строительства мечети уже не хотели работать с прежним духовным управлением. Религиозное образование я получил в Московском исламском колледже «Расул Акрам». В 2005 году, несмотря на препоны, которые исходили от прежнего духовного управления, мы получили земельный участок и заложили первый камень соборной мечети «Аль Амин». В 2008 году образовали муфтият в составе ДУМ Азиатской части России. Мечеть «Аль Амин» стала духовным центром для более десятка мусульманских общин региона, центром единения народов, хотя в самом начале, еще при закладке первого камня мы ощутили, как непросто управлять многонациональным сообществом.

- Что произошло при закладке первого камня?

- В канун официального мероприятия пошли споры о праве на закладку первого кирпича, как было в истории с Пророком, мир ему, когда курейшиты спорили относительно установки Райского камня в угол Каабы. Азербайджанцы говорили, что заложить первый кирпич должен я, как руководитель организации. Башкиры, что их представитель, потому что они коренной народ этой земли. Татары, что они доминирующая мусульманская нация в городе. Узбеки и таджики, что среди них больше молящихся. Выход из ситуации подсказал Сам Всевышний. Мне приснилось, что я раскладываю свой молитвенный коврик, кладу на него кирпич, люди поднимают коврик и несут куда-то.

В день официального мероприятия, после торжественных выступлений, настал момент икс. Я постелил намалык, пригласил своего устаза-наставника Шураиб-хазрата и его учителя Асхата абый. Старший устаз передал моему учителю, а тот мне, семь кирпичей. Положив их на коврик, я предложил каждой национальной группе выдвинуть своего представителя. Коврик с кирпичами к месту закладки понесли под чтение такбира присутствующими представители татар, башкир, азербайджанцев, казахов, уйгур, таджиков, узбеков, киргизов, а также русских, евреев, немцев. Заложить непосредственно кирпичи с мастерком я пригласил генерального спонсора, директора Чебаркульского завода Рамиля Закирова. Идея с ковриком понравилась всем. Строительству помогали и мусульмане и не мусульмане. Евреи отправили мечети безвозмездно кирпич на 50 тысяч рублей.

Сегодня мечеть «Аль Амин» – современный исламский комплекс с гостевым домом, двумя столовыми, фитнес-залом. Днем и ночью она открыта для всех людей вне зависимости от национальности и религии. Регулярно проводим благотворительные мероприятия и просто душевные встречи со старшим поколением, молодежью. Любим отправляться большим коллективом на конференции и фестивали, как это было недавно в Томске и Тобольске. В подобных групповых поездках не чувствуешь усталости, наоборот, они окрыляют, дают силы для движения дальше по пути ислама.

На фото

Муфтий Вугар Акперов

Мечеть «Аль Амин» в Чебаркуле


Нет отзывов
Расскажите друзьям: