От Находки до Чукотки с иманом в сердцах

Муфтий Алиев: Дальний Восток – часть родины мусульман

Май 22 2022,12:30
Муфтий Алиев: Дальний Восток – часть родины мусульман

В дни праздника Ураза-байрам улицы дальневосточных городов, прилегающие к мечетям и молитвенным домам, заполонили десятки тысяч молящихся мусульман. Сложилось впечатление, что регионы Дальнего Востока заселяются не гражданами Китая, как об этом часто говорят и пишут, а мусульманским интернационалом со всех пространств бывшего СССР. Начиная интервью с главой муфтията Дальнего Востока в системе ДУМАЧР Рамазаном Алиевым, мы поинтересовались, с чем связан рост численности правоверных мусульман на восточных окраинах РФ.

- Бисмиллах ир-Рахман ир-Рахим!

На самом деле мусульмане живут на Дальнем Востоке давно. Здесь много коренных татар, чьи предки приехали в 19 веке, строили тут мечети. Есть выходцы с Кавказа и центральноазиатских республик, приехавшие в советское время. В последние годы численность мусульман растет за счет трудовой миграции из Средней Азии и за счет переселения представителей кавказских республик, Татарстана, Башкирии по работе и делам бизнеса. Условия здесь хорошие, земли достаточно, климат, если говорить о Хабаровском, Приморском краях, особо не отличается от кавказского региона и Поволжья. Те же самые растения, такие же города и села.

- Судя по количеству детей на праздниках, которые проводил муфтият Дальнего Востока в дни Рамадана, мусульманские семьи из республик Средней Азии приехали не на сезонные заработки, а надолго. В целом какое отношение у них к Дальнему Востоку – это место временного пребывания и зарабатывания средств к жизни или для части мусульман это уже земля, где они, инша Аллах, пустят корни.

- По большей части мухаджиры из Узбекистана. Таджикистана и Киргизии приехали на заработки, но немалое количество их получает российское гражданство, покупает дома, землю, строится с намерением остаться на постоянное жительство. Они привозят свои семьи, отдают детей в школы и садики, и дети с мамами активно участвуют в общественно-религиозной жизни уммы. На праздник Ураза-байрам мы провели отдельные детские и женские праздничные мероприятия во всех городах Дальнего Востока.

Также немало и граждан РФ из мусульманских регионов, приехавших сюда с семьями на постоянно, работающих в самых разных сферах. Нельзя сказать, что дальневосточная земля для нас чужая. Мусульмане вместе с другими соотечественниками осваивали Дальний Восток, защищали его. Это часть нашей родины, часть нашего общего дома, где мы не должны быть сторонними наблюдателями, а должны быть в курсе всех дел в своем городе и регионе, участвовать в общественной жизни, поддерживать порядок в нашем общем доме. И мы об этом говорим на наших хутбах в мечетях.

- Как Вы сами приехали на Дальний Восток и стали муфтием? Где получали религиозное образование?

- Я окончил факультет теологии Дагестанского исламского университета на родине в Махачкале, затем Исламский университет «Абу Нур» в Сирии, в Дамаске. Приехал на Дальний Восток, в город Магадан, по приглашению местной общины мусульман на должность имама. Работая здесь, познакомился с шейхом Нафигуллой Ашировым, муфтием Духовного управления мусульман Азиатской части России. Около двух лет назад мне было предложено возглавить новый муфтият Дальнего Востока.

- В каких регионах действуют сегодня структуры муфтията и везде ли Вам удалось побывать?

- Я побывал на Камчатке, Сахалине, городах и поселках Амурской, Магаданской областей, Хабаровского, Приморского краев. Наши представительства по Дальнему Востоку сегодня есть во всех крупных городах. Мечети и молитвенные дома в Хабаровске, Комсомольске на-Амуре, Уссурийске, Находке, Петропавловске-Камчатском входят в структуру нашей организации. Во Владивостоке арендуем молитвенное помещение. Везде идет текущая работа – проводятся намазы, уроки отдельно для мужчин, женщин, детей. Во всех городах планируем с началом школьных каникул организовать летние детские лагеря.

- Много лет уже как идут разговоры о строительстве мечети во Владивостоке, но воз и ныне там. Почему не получается построить исламский храм в административном центре Приморского края?

- Наша организация начала свою деятельность недавно и не имеет отношения к событиям прошлых лет. Как мне известно, ранее земля для строительства мечети предоставлялась городскими властями другим мусульманским организациям, но до истечения срока аренды участка здание мечети не было построено, поэтому договор аренды не был продлен со стороны арендодателя. Такая ситуация была не только во Владивостоке, но и в некоторых других городах, и ответственность за то, что не смогли своевременно построить мечети на предоставленных в аренду участках, на мой взгляд, лежит на руководителях этих организаций, значит они недостаточно сработали.

- Дальний Восток – огромный регион. Ваши впечатления от поездок на самые дальние края? Что удивило и впечатлило?

- Да, регион очень большой, климатические условия отличаются, как и природа, красота которой действительно впечатляет. Мусульманские общины есть везде, от южных границ Приморья до зоны вечной мерзлоты. Удивило, что, когда на встречах рассказываешь о ценностях ислама, люди слушают со слезами на глазах, и это, как бы странно не звучало, радует меня – потому что в сердцах есть иман. Даже на Чукотке, где побывал наш представитель, живут мусульмане.

- Где именно на Чукотке?

- В Анадыре, административном центре Чукотки, и прилегающих поселках. Пока община действует как религиозная группа. Более ста человек. Общине нужен квалифицированный имам с религиозным образованием. К сожалению, не всегда и не везде получается решить вопрос с содержанием имама. Наши хазраты – они и имамы на молитвах, и преподаватели основ ислама, и отделы благотворительности и много еще кто. И для того, чтобы человек полноценно работал на своем месте, надо обеспечить его жильем, пропитанием, зарплатой, хотя бы минимальной. Поэтому мы постоянно в поиске спонсоров. Находить в каждом городе меценатов не всегда получается. Если найдется человек, готовый ехать в Чукотку для исламского просвещения, мы будем рады и поддержим его, как сможем.

- На днях прошла встреча муфтиев Хабаровского и Приморского краев и имамов с киргизской диаспорой, и проходила она в спортзале. Вероятно, спорт – один из главных досуговых занятий в жизни мусульман Дальнего Востока?

- Да, наши хазраты, также участвуют в разных других сферах жизни мусульман: оберегают молодежь от радикализма, организовывают спортивные мероприятия и участвуют в них, проводят встречи с диаспорами, работают над укреплением единства мусульман. Для нас, мусульман Дальнего Востока, национального вопроса не существует, у нас одна нация – исламская. И спорт – это неотъемлемая часть работы мусульманской организации, потому что ислам предписывает здоровый образ жизни, учит быть сильным. Несколько дней назад по инициативе представителя Правительства Республики Дагестан в Хабаровском крае Бейдулаха Исаева прошло первенство по вольной борьбе, посвящённое памяти Героя России Нурмагомеда Гаджимагомедова. В турнире приняли участие более ста юных спортсменов из разных регионов.

- Несколько лет назад ситуация вокруг мечетей в Комсомольске на-Амуре, Уссурийске была весьма тревожной. Мэрии грозились закрыть их, не будем углубляться в причины. Однако с созданием муфтията ДУМАЧР шторм успокоился. Все, как говорится, устаканилось. Не потому ли, что региональную структуру ДУМ Азиатской части России возглавил коренной россиянин – дагестанец?

- Я думаю, национальность или гражданство тут ни при чем. Мы просто сделали свою работу открытой и прозрачной, стали больше уделять внимания благотворительности, участию мусульманской общины в общественной жизни города и региона, жить жизнью нашего общего дома, воспитывать молодежь в любви к родине. Власти это видят, и люди вокруг это видят, поэтому мы слышим от них только слова благодарности и поддержки.


Нет отзывов
Расскажите друзьям: