В образе Александра Невского отразился дух единства народов России - Исмагил Шангареев

Александр Невский

Сентябрь 20 2021,21:30
Александр Невский

В Петербурге с 12 по 19 сентября прошли торжества, посвященные 800-летие со дня рождения Александра Невского. В эти же дни прошли торжества по всей России.

Для многих поколений россиян Александр Невский такой же легендарный герой, как для современной молодежи герои Marvel.

Сравнение может не совсем корректно с точки зрения академической науки, но оно отражает суть проблемы восприятия образа героя сегодня и вчера, и в далеком прошлом.

К юбилею Александра Невского вышло интервью доктора исторических наук, профессора Игоря Данилевского под названием «Александр Невский – герой или предатель?" Сразу скажу, что целиком и полностью согласен с историком: «Не герой и не предатель, он нормальный правитель своего времени».

Вместе с тем сама постановка вопроса «герой или предатель?» – не случайна, потому что тенденция мыслить «наши» – «не наши» имеет место быть и в науке, и в общественном сознании. Александр Невский фигура в российской истории поразительно яркая, и в тоже время наиболее уязвимая в силу его контактов с Золотой Ордой.

В своем историко-психологическом этюде «Черная легенда», Лев Николаевич Гумилев писал: «Неисчислимы беды, происходящие от предвзятых мнений и ошибок. Главная заслуга науки в том, что она, часто с мучительными усилиями, вскрывает застарелые предубеждения, никогда не доказанные и как будто не требующие доказательств. Каждая удача в этом направлении – подвиг, и очень трудный, потому что опровергнуть ложное суждение можно, лишь вскрыв его корни. А они, зачастую болезненные и застарелые, уходят в глубь веков».

В книге «Ислам и мир: Восток глазами классиков», мной много раз было сказано, что категоричность суждений – тупиковый путь, при этом призывая к разговору говоря с позиций вероятности. В этом случае появляется возможность расширенного исторического анализа, в котором альтернативность суждений создает диалоговою атмосферу, позволяет оценивать события так, словно перед нами несколько альтернативных реальностей. Было верно замечено, что часто через ворота мечты, открывается путь в историческую реальность – ту, что не придумана, что была и есть сегодня.

Не могу не отметить «ворота мечты» Велимира Хлебникова, которые вели к «общеазийскому сознанию в песнях». Русский поэт был убежден, что «мозг земли» не может быть только великорусским. Лучше, если бы он был "материковым". Хочу уточнить «материковым» в пространстве и славяно-тюркского исторического времени. Это важно для будущего единства народов России, формирования национальной идеи на основе «общеазийского сознания в песнях», которые как «Слово о полку Игореве» создано, как научно доказал выдающийся поэт современности Олжас Сулейменов на славянском и тюркском языках.

Он утверждал в своей книге «Аз и Я», что язык сохраняет Летопись мира, не отразившуюся в письменности. Он свидетельствует, что с дохристианских времен славяне мирно общались с тюрками. Вместе пасли скот и пахали землю, ткали ковры, шили одежду, торговали друг с другом, воевали против общих врагов, писали одними буквами, пели и играли на одних инструментах. Верили в одно. Только во времена мира и дружбы могли войти в славянские языки такие слова тюркские, как – пшено (пшеница, сено), ткань, письмо, бумага, буква, карандаш, слово, язык, уют, явь, сон, друг, товарищ.

Великий Князь Романов Владимир Кириллович в одном из интервью сказал: «Славянство и Туран, Русь и Степь – эти великие Космосы с их глубинными духовными геополитическими связями, – убежден, еще найдут в себе силы и энергию для нового взаимообогащающего синтеза».

Нельзя не отметить, что в поисках исторической справедливости, отдельные исследователи одни мифы пытаются заменить другими. В частности, не могу разделить утверждение Геннадия Тюньдешева, которое он вынес в заглавие своей книги «Великий хан Батый – основатель Российской государственности». Не вызывает никакого сомнения, что история Государства российского от времен Великой Тартарии, трагедии внуков кагана Муэмина II – Бориса и Глеба, ставших первыми русскими святыми (их канонизировали в лике мучеников), неразрывно связана с эволюцией тюрко-славянского этноса, но монгольская составляющая здесь весьма ограничена, если не сказать крайне мала.

Упоминая святых Бориса и Глеба, хочу особо подчеркнуть, что в отличие от них (так похожих на него своей татарскостью) Александр Невский оставил самый яркий след в истории допетровской России. Я преднамеренно, акцентирую – допетровской, потому, что все что происходит с историей далее не имеет к исторической правде никого отношения. И это касается не столько фактов и дат, сколько их интерпретации.

Скажем так, что мало кто из историков остался равнодушен к тому, что Александр Невский был приемным сыном хана Батыя, а после его смерти сотрудничал с ханом Берке, который к тому времени, принял ислам. И думается, не случайно же мы находим стих из 61 суры из Корана на шлеме Александра Невского.

Золотая Орда (орда – порядок) как явление татаро-монгольской культуры, безусловно сыграла системообразующую или, правильнее сказать свою государствообразующую роль. Такие пассионарии как Александр Невский внесли свой неоценимый вклад в этот созидательный процесс который блестяще использовали такие пассионарии как Александр Невский.

Он сознательно пошел на встречу Батыю как к союзнику. Больше того, он видел в нем отца-наставника. Батый тоже был не прочь иметь рядом умного и сильного союзника, которого при этом можно называть сыном. Это был тот самый пример разумного симбиоза людей различных культур, который сыграл решающую роль в формировании будущей России, ее евразийской сущности.

Ради справедливости надо сказать, что в последние годы появились ученые, которые освещают главные смыслы отношений Александра Невского с золотоордынцами с позиций, я бы сказал, исторической целесообразности, развенчивая мифы и стереотипы, складывавшиеся веками, отбрасывая при этом, на сколько это возможно, субъективные оценки. Приходит понимание, что не случайно именно Александр Невский с его ориентацией на единство с татаро-монголами, с его более чем лояльным отношением к исламу, по результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года был выбран «именем России».

Если не брать в расчет все рассуждения о Невском в духе «наш или не наш», то не трудно представить себе ситуацию, при которой он одновременно являлся ордынским ханом (имея ярлык на великое княжение), побратимом сына хана Батыя – Джучи хана Сартака и князем новгородским, Великим Князем киевским, и Великим Князем владимирским.

Почему нельзя допустить, что двое молодых князя не могли дружить и сражаться плечом к плечу? Лев Гумилев в своих исследованиях этого периода истории отмечал, что в 1251 году «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привёл на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем».

Можно предположить, что сделал свой выбор преследуя какие-то личные интересы и предпочтения (в чем его постоянно обвиняют), но в масштабах истории это был выбор в пользу России, в пользу православия. «К сожалению, – писал Лев Гумилев, – среди современников, безвозвратно терявших пассионарность, политический курс Александра Ярославича популярностью не пользовался. Никто не думал благодарить князя за его героические усилия по спасению Русской земли». Здесь важно уточнить: спасению не от Востока, а от Запада.

Мне представляется, что празднование 800-летия со дня рождения Александра Невского должно стать не просто торжеством исторической правды по отношению к одному из архитекторов российской государственности, но и ответом, чем в действительности была Золотая Орда, и те народы, которые она объединяла на евразийском пространстве. Лев Гумилев высказался однозначно: "Монголо-татарского ига не было", но были сводные братья Невский и Сартак. В этой связи, хотелось бы вспомнить, как хорошо сказал выдающийся немецкий теоретик историографии Марк Блок: «… история – это обширный и разнообразный опыт человечества, встреча людей в веках неоценимы выгоды для жизни и для науки, если встреча эта будет – братской».

В реальном образе Александра Невского, отразился дух единства народов России, их общая судьба и, вне всякого сомнения, общее будущее.

Исмагил Шангареев, Стокгольм, 2021 г.


Нет отзывов
Расскажите друзьям: