Как Надир-шах пытался сблизить суннизм и шиизм

Октябрь 27 2020,18:30

В историю Ирана Надир-шах вошел как основатель обширного государства, в которое кроме собственно территории Персии и Азербайджана входили Армения, Грузия, часть Дагестана, Афганистан, Белуджистан, Хивинское и Бухарское ханства. Ему удалось даже разбить Великих Моголов и обогатиться трофеями из их столицы Дели. Европейцы величали его "Наполеоном Востока", а ни кто иной как Иосиф Сталин назвал своим учителем наряду с Иваном Грозным.

Надир-шах много воевал с соседями, особенно на Кавказе и в Афганистане и прославился как полководец. Однако в ряду персидских правителей и воителей он выделялся тем, что попытался сблизить между собой две ветви ислама: суннизм и шиизм. Это решение он огласил на собрании племенной знати и полководцев в Муганской степи в 1736 году. Свои инициативы он мотивировал тем, что население Персии до воцарения шахской династии Сефевидов, основателем которой был шах Исмаил, исповедовали ислам суннитского толка и лишь представители вышеупомянутой династии всеми силами внедряли шиизм, провозгласив его государственной религией.

В этой связи примечательно, что основатель династии Сефевидов выводил свое генеалогическое древо от седьмого шиитского имама Мусы аль-Кязима, что давало ему дополнительные политические козыри в борьбе за власть. Став падишахом Ирана, Исмаил изгнал оттуда всех суннитов и пытался проповедовать шиизм среди населения Анатолии, пока не был разгромлен войсками османского султана Селима.

Сам Надир-шах говорил об этом: "Когда Исмаил Сефевид выступил в 906 году хиджры, он привлек на свою сторону группу простонародья и из корыстных целей и низких побуждений положил начало расколу и раздорам. Таким образом он возбудил среди мусульман великую ненависть и довел вражду и обман до такой степени, что неверные могли отдыхать на ложе спокойствия, а честь мусульман была поругана, и кровь их пошла на убыль".

Поэтому он призвал "народ Ирана...отказаться от порочных убеждений и ничтожных речей, распространившихся среди населения Ирана с начала появления шаха Исмаила, признать в сердце и на словах истинность халифского достоинства праведных халифов, почитаемых нашими августейшими предками и нашим счастливым родом, отречься от отрицания и непризнания".

Чтобы не проводить радикальных религиозных реформ, Надир-шах предложил взять за основу богословско-правовую школу имама Джафара -ас-Садика, которого шииты почитали как одного из двенадцати непогрешимых имамов, а сунниты – как потомка пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, богослова, факиха и знатока хадисов.

Одновременно с этим Надир-шах выдвинул пять условий для нормализации отношений с Османской империей: признание мазхаба имама Джафара Садыка пятым суннитским мазхабом; предоставление места у Каабы для имама этого мазхаба; признание за Ираном права назначать своего эмира хаджа, который поведет иранских паломников к Каабе; взаимное запрещение купли-продажи пленных; пребывание в обеих столицах уполномоченных (“векилей”) каждой стороны.

Стоит отметить, что все эти предложения прозвучали по итогам неудачных войн османов с Надир-шахом и по сути являлись условиями для заключения мира. Однако османы отвергли условия, выдвинутые персидским шахом. Они усмотрели в этом политическую уловку, направленную на то, чтобы укрепить лидерство Надир-шаха в исламском мире, чего не могло быть если бы он остался шиитом. Хотя в определенной мере они пошли навстречу предложению Надир-шаха и решили вопросы иранских паломников, послов и пленных. Об этом, в частности, говорится в послании султана Махмуда I, направленном иранскому шаху.

В попытке оживить процесс межконфессионального диалога Надир-шах провел в 1743 году в городе Наджафе собрание известных богословов исламского мира. В нем, наряду с влиятельными шиитскими алимами, участвовали и богословы-сунниты из Ирака и Афганистана. Один из участников этой встречи, Абдуллах Сувейди, написал по ее результатам книгу «Му’тамар Наджаф», в которой указал, что толкования норм фикха, принятые в Иране под названием "Джафаритский мазхаб", слишком размыты и противоречивы, чтобы их можно было использовать в качестве основы для новой юридической школы. К тому же по мнению большинства шиитов, Джафар ас-Садик, применял такию (сокрытие своих истинных взглядов), следовательно даже точное изложение его слов не может точно отражать его реальные взгляды. На этом попытки сближения богословских позиций суннитов и шиитов в то время фактически прекратились. Надир-шах начал очередную войну с Османской империей, после окончания которой он был убит собственными приближенными, опасавшимися вспышек немотивированной жестокости стареющего шаха, цеплявшегося за свою власть.

Впрочем идея суннитско-шиитского сближения не потеряла своей актуальности. В наши дни продолжателем дела Надир-шаха является Всемирная ассамблея по сближению исламских мазхабов, штаб-квартира которой находится в Тегеране. Она развивает дискуссию по сближению позиций суннитов и шиитов с учетом опыта прошлого и реалий современности.


Нет отзывов
Расскажите друзьям: