«Конкурс чтецов Корана» для борьбы с народным исламом

Турабек Баймирзаев. Фото с его страницы в Facebook

Сентябрь 05 2018,20:33
Турабек Баймирзаев. Фото с его страницы в Facebook

В Узбекистане продолжаются аресты мусульманских деятелей. Об этом пишет «Фергана.ру».

На днях были задержаны несколько блогеров, писавших на религиозно-просветительские темы – Адхам Олимов, Зиевуддин Рахим и Отабек Усманов. Судьба еще двух – Дилшодбека Халилова и Турабека Баймирзаева – неизвестна.

Накануне был арестован бывший имам соборной мечети Ходжа Амин в Намангане Жобирхона Артыкова, которого вместе с женой обвинили в незаконном обучении детей чтению Корана на дому.

Несмотря на то, что Артыков имел исламское образование, преподавал в медресе, его привлекли к административной ответственности и месяц назад устроили показательный суд в здании средней школы №4. Один из народных заседателей, который проживает на территории махалли и хорошо знаком с бывшим имамом, успокоил его, что суд при вынесения решения ограничится предупреждением или мизерным штрафом, так как имам обучал всего лишь чтению и ничему более. Однако, вопреки ожиданиям, суд вынес самый строгий приговор, предусмотренный по этой статье – арест на 15 суток для бывшего имама и штраф в десять минимальных зарплат для его жены.

Позже выяснилось, что такое решение было принято под давлением заместителя хокима области по «манавияту» (духовности) Хабибулло Маткаримова». Этот чиновник Маткаримов, со слов источника, раньше занимал должность начальника СНБ Учкурганского района Наманганской области, а сейчас ушел на повышение в Хорезмскую область.

Известно, что мусульманская религиозная деятельность в Узбекистане долгие годы жестко контролировалась представителями спецслужб. В Духовном управлении мусульман действовали кураторы от СНБ, а в мечетях сидели их «уши». С приходом к власти Шавката Мирзиёева ситуация изменилась – ДУМ Узбекистана избавили от куратора, в стране провели конкурс чтецов Корана, кроме того, было объявлено о снятии запрета на посещение мечетей несовершеннолетними.

История Турабека Баймирзаева, впрочем, свидетельствует, что негласно этот запрет продолжил действовать. В конце августа стало известно, что в духовное управление вернули представителя СГБ, им стал офицер спецслужбы Дильшод Хашимов, а заместителем главы Комитета по делам религий был назначен выходец из МВД Нуриймон Абдулхасан.

Ну а с конкурсом чтецов получилась совсем странная история. Он имел грандиозный успех – всего в нем участвовали 5366 человек. Само соревнование проходило в несколько этапов (районных, областных и республиканских). Областные проводились в мечетях, на них присутствовало большое количество людей, которым однако сразу дали понять, что это – не религиозное мероприятие.

«Примечательно, что когда слушатели, расчувствовавшись от волшебного пения чтецов, восклицали «Аллах Акбар!», главный имам Наманганской области Абдулхай Турсунов обрывал их и запрещал мусульманам произносить этот широко распространенный возглас, – рассказал собеседник «Ферганы». – Сейчас многие считают, что конкурс мог стать своего рода ловушкой для подпольных религиозных школ. Люди приводят статистику – в прошлом году органами безопасности было выявлено около 40 таких школ («худжр»), а в этом году, после конкурса – около 120», – отмечает собеседник.

В Узбекистане продолжает оставаться запрет на обучение Корану и исламу в частном порядке, как во времена бывшего СССР. Религиозные учебные заведения могут создавать только зарегистрированные организации. При этом туда могут принимать только совершеннолетних граждан, получивших обязательное общее образование. В середине августа сюжет о возросшем количестве неофициальных мест по обучению ислама (худжр) подготовил телеканал «Узбекистан-24», указав, что одно из таких нелегальных учебных заведений создала Мухаббат Рузиева. В прошлом году по инициативе Мирзиёева женщину в числе 18 тысяч человек исключили из «черного списка» религиозных деятелей, куда вносили граждан, якобы представлявших угрозу для государства.


Нет отзывов
Расскажите друзьям: